Величайший памятник немецкого героического эпоса (ок. 1200). В основе

ч. 1 ... ч. 9 ч. 10 ч. 11 ч. 12


48. Пародийн х-р повеств-я как доминант тв-ва Гюнт Грасса («Жестян барабан»)

Г (р. 1927) чл «Группы 47», назв по г основания, объед-е западногер писателей. В 1950-х гг. тв-во ее членов (Х. В. Рихтер, Г. Белль, Г. Айх ) способств становлению антифаш-х и соц-критич тенденций в лит ФРГ, не придерживались един полит и эстетич позиции. В нач 70-х распад. В повести «Кошки-мышки» (1961), романах «Жестян бар-н» - сатирич жизнеопис-е, отображ нем прошл и совр-сть ФРГ (1959), «Собачьи годы» (1963), «Под местным наркозом» (1969) остро, часто в гротескн форме, изображает негативн стороны ж ФРГ. Историко-фантастич повесть «Встреча в Тельгте» (1979); антивоен роман-предупреждение «Крыса» (1986). Нобель (1999).

Шир известность, в т ч за предел Г, пришла к Г с его 1 ром «Жестя­ной бар-н» (1959) и укреп после повести «Кошки-мышки» (1961) и ром «Собачья жизнь» (1963) - эпич триптих об ист Г XX в, ист грассовского поколения немцев. Остропарадоксаль, сатирич, пародийн худ мир Г полон знаков материальн ж, не приемлет обывательск, приспособленческой морали. Его гротески - стилевая доминанта его прозы - рождаются от сп-сти проникать сквозь внешн оболочку и видеть противоестеств, антигуманн абсурдность сит и установлений совр общ-ва, обывателю представляющихся привычными и норм-ми.

Ром «Жест бар». В ром воскрешается ист Г XX в — от 1МВ через гг Веймарской респуб, фашизма и 2 МВ к послевоен Зап Г. Г отчетливо ощущает роковую преемственность в этой ист, ист обусловленность прихода фашистс варварства. Г ненавидит фашизм и сыт нем мещанство, создававшее почву д/ фашизма.

Тв-во Г— нов этап в ист западно-герм лит, отл-ся от тв-ва предешст-ков, иной худ п-п осмысл-я прошлого. Намеренно придает роману пародийн х-р, против «морализаторского», «воспитат» пафоса соц-критич лит предшес 10летия. Мн эпизоды ром – иронич перифраз тем боллевской прозы.

Повест-ль в ром – Оскар Мацерат, пребыв в псих лечебнице, он уверяет, что нашел тут тих пристанище от житейск бурь, его рассказ показ, что он чел здравомыслящ. Карлик, не раст с 3-х лет, увер, что когда ему исп 3 г, он созант принял реш не расти и инсценир падение в погреб, кот забыл закр отец. Семейство корит отца, а О рад, его счит калекой, находящимся в сост «вечного детства», эт освобожд его от тягост обяз-тей взрослого.

Его люб игрушка – жест бар-н, неразлуч. Ром Г стремится св формой внушить, что ист Г – не поучит трагедия, а мрач и абсурдн фарс. Ист-ю расск-ет чел в сост добровольного инфантилизма, ибо немцев все равно ничему не научишь.

В ром видна тенденц к сниж-ю, заземл-ю, «клоунаде», обусл-ая натуралистич окраску ром. 1 за др Г нисповергает все ценности совр ему буржуазно-мещан мира – семью, религ, культ.

Выбор героя свидет о скепсисе, трагич разочар-ти Г, а О - маска д/ Г. При всех его претензиях на конеч мудрость и на мессианство, О – нем филистер, несм на его высокопарн комментарии, он труслив, озлоблен приспособленец, научившийся выдав нужду за благо и щеголяет скепсисом и пессимизмом. Антифашист взгляды О обоснов-ся его соц изолированностью в силу его аномальност. О –судья времен и миров, кот стоит как бы в сторонне от всего происход. Г вложил в его уста св мысли, но самой фигурой он ставит под сомн-е св нигилизм и скепсис. За безаппеляционностью писат манеры, за сатирич смехом скрыв-ся трагич растерянность, кот-ю воплощает в себе фигура повествователя. Редко гов Г о преступл-ях фашистов – опис-е массов резни в 38 г «хруст ночь», опасается впасть в пафос. «Маленький чел» -пародия на Гитлера, кот наз-л себ «великим барабанщиком», фантасмагории, нелепости и абсурд под маской реальности, загадка и насмешлив манера шокировали нем об-во. Г 1-й заговорил о вине немцев, в осколки разлет-ся миф о нем добродетелях – честн-и, Верн-ти и порядочности – как основе нац х-ра. Эт б тотальное отриц-е. Ром- издевательская насмешка. Шоковую терапию Г могли принять немногие. Скандал, судеб разбират-во, «общий глас» назвал его «осквернителем святынь, нигилистом, порнографом».

Во 2м круп ром «Собачья жизнь» тож прояв двойственность его гротескно-сатирич манеры, тема предыст и ист фашизма. В повести «Кошки-мышки» - тож тема нем прошлого и наст. В 3х ром – место действия Данциг – род г Г.

Нем молодежь привлекли дух протеста и гротескнстиль Г, в сер 60х г аполитичный Г вкл-ся в предвыб борьбу за СПД и вили Бранда, способст их успеху. Выступ против радикал и анархич молодежи, против экстремизма, неожиданно оказавшись в роли моралиста («Под местн наркозом»).

В "Камбала" (1977), "Крысиха" (1986) - злободнев апокалиптические мотивы, связ с ядерной угрозой и экологич катастрофой, кот-ю провоц сами люди. Но Г не знает рецептов спас-я.

На объед-е Г Г ответил повестью "Крик жерлянки" (1992) – тревога о растущ "державной мощи" и стремление немцев "сбросить наконец груз прошлого". Г - противник забвения, предостерегает от возрождения нац высокомерия, под натиском кот-го не смож устоять демократия.



Лекц «Жест бар». Интерес политикой, гуманист, писал эссе, рассказы, н уметь их анализ-ть, sachlich, ему абсол чужда сентиментальность, в «Жест бар» много натуралистич грубых моментов. Оскар – клоун, калека. Он наблюд люд, кот его окружали, испыт отравщ-е к ним, решил не расти больше, не хотел б активным, не хотел б среди людей, так он залезал под сцену и играл на бар-не, чтобы публика относилась серьезно к фашизму. С пом св голоса он разбивал стекла окон, наблюдал подлую природу людей. Голос Г м прочит м/у строчек. Оскар начал расти, но больше в ширь., у него растет горб, он служит моделью д/ тех художников, кот нужна была страшная модель. Затем он попадает в психбольницу. Автор прибегает к саркастич описаниям.

Г никогда не восхищался ни ГДР, ни ФРГ, он б демократ, но считал, что не сущ-ло еще ни одного настоящ демкратич гос-ва, б чест, не лгал, не льстил.

Г написал новеллу (Novelle от ит «Neuigkeit») (опуб в газ как в кладыш, эссе 2002, типично д Г) «Im Krebsgang». В конце войны большой корабль с воен, детьми, женщ, гражд лицами, беженцами, товарами б торпедирован русскими. Оч много погибло невинных люд, гражд насел-я. Рус капитан подлодки Маринеско б за это награжден, об эт писали в газ-х. В Герм Вов рв войны погибало много мирн насл-я, долгое вр об этом не писали в прессе, это б «непринято». Г тож не писал об эт долгое вр но затем он решил сообщить об эт «Neuigkeit» (Novelle) (напис о мирном населении). В его рассказе несколько планов повест-я, прыгает от одн события к др. В Швейцарию в нач 30-х б послан нацистск функционер, вербовщик, чтобы распрост фашизм среди люд, под видом ученого. Однаж о его деят-сти узнал один мол еврей, болен остопорозом, -хондрозом и приехал в Швейцар, чтоб лечиться, не особ одарен и умн. Нац сказ, что если б Гитлер приказал ему убить его мать, он бы эт сделал. Евр решил уб нац, пришел в его дом и застрелил его. Наст-ты назвали в честь убитого корабль. Евр добровол сдался в полиц, покаялся, б осужден пожизн, вылечился в заключ (ирония) и б отпущен на своб, Это предыст корабля. На кор тысячи люд погиб во вр катастрофы. Прост примитивн огранич берем женщ плотница уваж Сталина, на сносях, во вр катастрофы ее спалси и она род сына Пауля, стал журналист, не оч умн и одарен, не последователен в св взгяладх, писал д/ лев, то д/ прав прессы. Пауль получ заказ напис ист о кор, он не м проанализир, Одн он читал разгор двух люд в инете. Он узнал св сына Кони, кот б неофаш. Кони разг с одним мальчкиом, кот звали как убитого вербовщика, они встретились и оказ, что они враги. Кони-неонац, а парень против нацистов. Кони убивает парня. Псоле наказ-я Коди поним, что соверш Ош и разруш св модель корабля.

Постмодернизм возник после развала ГДР, в Рос => всеобщий скептицизм, отриц-е всех т зр и традиций, важен б лишь текст. Постмодернизм не признавал традиц рассказа, Г – не сторонник постмоде-ма, но в его секпсисе проявл-ся некот тенденции постмодернизма, он хот б свободным, поэт выступ за эти тенденц. Г не был социалистом, он просто хотел видеть люд счастлив.




ч. 1 ... ч. 9 ч. 10 ч. 11 ч. 12