Урок №20 6 «А» Тема: Строение цветка. Обоеполые и однополые цветы

ч. 1


Урок № 20 6 «А» -

Тема: Строение цветка. Обоеполые и однополые цветы.

 

Цель урока: расширить знания о строении покрытосеменных растениях.

 

Образовательные задачи:

1.     Изучить особенности строения цветка

2.     Показать связь строения цветка с выполняемой функцией

3.     Сформировать у обучающихся  новые знания о строении растений



Развивающие задачи:

1.     Развивать образное логическое мышление

2.     Развивать познавательные способности и интересы обучающихся

3.     Развивать понятие о цветке как о видоизмененном побеге



Воспитательные задачи:

1.     Показать, что покрытосеменные растения проявили  свои возможности к эволюционному совершенству больше всего в области генеративных органов, используя скрытые возможности в пределах уже существующих структур вегетативного тела.

2.     Рассмотреть многообразие цветков и их значение для растений.

 

Оборудование: лабораторное оборудование, ИКТ, флипчарт и презентация урока на тему «Строение цветка», таблицы «Строение цветка»

 

Ход урока:



 

1.     ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

2.     АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

       Проблемный вопрос: Все ли растения имеют цветок???



(слайд флипчарта № 1))

 

       Сегодня на уроке вы узнает о строении цветка, научитесь составлять формулу цветка, выполните лабораторную работу.



 

3.     ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1) Строение цветка

       Цветы возникли задолго до появления человека. Растения изобрели цветок не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них для этого были другие цели, направленные на выживание. И все же при виде цветов мы испытываем чувство прекрасного, мы восхищаемся красотой цветов.



(слайд презентации  № 2)

       Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения растений. Цветок развивается из генеративной (цветочной) почки.

       Как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Рассмотрим строение цветка.

(слайд презентации № 3)

       Любой цветок имеет главные органы – это пестик и тычинки, которые тоже имеют особое строение. Пестик – это женский орган цветка, он имеет рыльце, столбик и завязь. У яблони пестик образован пятью сросшимися между собой в основании столбиками. В верхней части они свободные и каждый несет по одному рыльце. Завязь пятигнездная. В гнездах находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.



(слайд презентации № 3)

       Тычинки – это мужские органы цветка, каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.



(слайд презентации  № 4)

       Вокруг главных органов цветка: пестика и тычинок расположен околоцветник. У яблони он состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки – это лепестки, образуют венчик. Наружные листочки – чашелистики – образуют чашечку.



(слайд презентации № 5)

       Венчик цветка яблони состоит из белых или бело-розовых несросшихся лепестков. А у паслена черного лепестки срастаются в нижней части в трубку. Поэтому различают венчики раздельнолепестные и сростнолепестные.

       Тонкий стебелек, на котором сидит цветок, называют цветоножкой, а ее верхнюю, расширенную часть – цветоложем.

       У яблони околоцветник состоит из чашечки и венчика. Такой околоцветник называют двойным. У тюльпана все листочки околоцветника одинаковые. Такой околоцветник называют простым.

       Цветки ивы не имеют околоцветника. Их называют голыми.

(слайд презентации  № 6)

       Листочки околоцветника могут располагаться так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии. Такие цветки называют правильными (яблоня, вишня, капуста и др.). Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называют неправильными (горох, шалфей).



(слайд презентации № 7)

       Большинство растений имеет цветки, в которых есть и пестики и тычинки. Такие цветки называют обоеполыми. Но у некоторых растений (огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики – пестичные цветки, а другие – только тычинки – тычиночные цветки (рисунок 100 страница учебника 127). Такие цветки называют раздельнополыми.



(слайд презентации  № 8)

      Такие растения, как огурцы и кукуруза, называют однодомными, так как пестичные и тычиночные цветки у них развиваются на одном растении. Коноплю, тополь и иву называют двудомными растениями (рисунок 101 страница учебника 127), так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других.

 

2) Формула цветка

       Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники предложили формулу цветка, применив следующие условные обозначения:

Ч – чашечка,

Л – лепестки,

Т – тычинка,

П – пестик,

1 – неправильный цветок,

* - правильный цветок,

   - пестичные (женские) цветки,

   - тычиночные (мужские) цветки,

   - обоеполые цветки,

( ) – сросшиеся части цветка,

цифры – количество частей цветка,

    - число частей цветка больше 12.

       Зная, условные обозначения, давайте попробуем составить формулы цветков вишни: цветок обоеполый, правильный, лепестков – 5, чашелистиков – 5 сросшихся, тычинок много, пестик – 1; василька: цветок обоеполый, правильный, чашелистиков – 5, лепестков – 5 сросшихся, тычинок – 5, пестик – 1.

       Цветы являются эволюционно самым совершенным органом по структуре и функции среди других структур растения. Цветы наилучшим образом приспособлены к разнообразным условиям обитания покрытосеменных.

 

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

(слайд презентации  № 9)

       1) Лабораторная работа «Строение цветка»

       С целью закрепления знаний о строении цветка проведем лабораторную работу.

(слайд презентации № 10)

Ход работы:

1.     Рассмотреть в учебнике строение цветка (страница 125, рисунок 97)

2.     Зарисовать рисунок в тетрадь. Подписать все части цветка.

3.     На муляже цветка найти: венчик, лепестки, чашелистики, цветоложе, чашечку, цветоножку. Обратить внимание на то, что цветоложе и чашелистики образуют чашечку, а лепестки образуют венчик.

4.     Подсчитать количество лепестков, чашелистиков, тычинок, пестиков; составить формулу цветка и заполнить таблицу:

 


Название растения

Количество чашелистиков

Количество лепестков

Количество тычинок

Количество пестиков

Формула цветка

 

 

 

 

 

 

 

2) Анаграммы «Цветок»

(слайд презентации № 11)

      Переставьте или добавьте вместо пропусков буквы в словах так, чтобы получились названия частей цветка и дайте им определение.

1.     Вязазь – завязь (часть пестика)

2.     Л-п-ст-к – лепесток (внутренние листочки околоцветника)

3.     Чеклиток – листочек (видоизмененный лист)

4.     Ц—т-н—к- - цветоножка (стебелек на котором сидит цветок)

5.     Кстоибл – столбик (часть пестика)

6.     Жетоцвлое – цветоложе (верхняя расширенная часть цветоножки)

7.     Ч-ш-л-ст-к – чашелистик (наружные листочки околоцветника)

8.     Лькинпы – пыльник (часть тычинки)

9.     Т-ч-н— - тычинки  (главные органы цветка)

10.   Китпес – пестик (главный орган цветка)

11.    О—л-цв-тн-к – околоцветник (окружает главные органы цветка)

12.   Кичвен – венчик (группа лепестков вместе)

 

3) Загадка:


Есть чашка,

Да не разобьешь,

Есть венок,

Да не разовьешь,

Есть тычинки,

Да очень хрупки,

Есть пестик,

Да без ступки.

И все это вместе

Да на своем месте.



(Строение цветка)


 

5.ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ

(слайд презентации № 12)

1)    Учебник параграф

2)    Оформление лабораторной работы №

3)    Ответить на вопросы:

- Почему проливные дожди над садом весной могут быть причиной неурожая?

- Как вы думаете, почему цветы, опыляемые насекомыми, обладают более яркими расцветками, большим количеством лепестков?

- Почему цветки, опыляемые ветром мельче, чем цветки, опыляемые животными?

 

7. ИТОГИ УРОКА

1) Выставление оценок за урок

Урок окончен. Спасибо всем! Всего доброго!



 


ч. 1