«Страна Культуры» «Золотое кольцо» Пензенской области

ч. 1






Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 66 г. Пензы

V региональный форум детско-юношеских инициатив и творчества

«Страна Культуры»


«Золотое кольцо»

Пензенской области

( проект)









Выполнил:







Панькин Никита Алексеевич,







ученик 3 «А» класса,

( 9 лет)








Руководитель:







Порскова Анжелика Николаевна,







учитель начальных классов

(ул. Собинова, 14-51,

тел. 89273885682

e-mail: anzhelikaporskova@mail.ru)





Пенза 2014

Содержание


Введение……………………….. ………………………………………………

3

  1. Достопримечательности городов «Золотого кольца» России….……..

6

  1. Православные монастыри Пензенской области…………………….....

10

    1. Нижнеломовский Казанско-Богородицкий мужской монастырь ........................................................................................

10


    1. Скрябинский Вознесенский общежительный женский нештатный монастырь ...................................................................

11


    1. Вьясская Владимирско-Богородицкая мужская пустынь ...……

12

    1. Казанская Алексиево-Сергиевская мужская пустынь………….

13

    1. Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь …….

14

    1. Сканов пещерный мужской монастырь ...……………………….

15

    1. Тихвинский Керенский мужской монастырь………………........

16

    1. Пензенский Троицкий общежительный женский монастырь ....

18

    1. Свято-Троицкий Сканов женский монастырь………………..…

19

    1. Нижнеломовский Успенский женский монастырь ...…………..

20

  1. Интересные сведения…………………………………………………....

22

Выводы…………………………………………………………………………..

24

Список литературы……………………………………………………………..

27

Приложения……………………………………………………………………..

28


Введение

Многие любят путешествовать и во время путешествий узнавать что-то новое и интересное. Не являюсь исключением и я. Мне захотелось изучить города России, а для этого съездить по туристическим маршрутам. Я уже побывал в Пятигорске, Нальчике, Анапе, Новороссийске, а также в Никольске и Тарханах.

А во время осенних каникул я посетил город Казань. Это была очень захватывающая и познавательная поездка. Приехав домой, я подумал: «А куда у нас в России можно съездить во время зимних или весенних каникул?».

Из Интернет-ресурсов я узнал, что есть такой туристический маршрут России, который носит название “Золотое кольцо”, экскурсии по которому проводятся в любое время года. И я решил выяснить, что это за маршрут, почему он так называется, какие города в него входят.

Из энциклопедии я узнал, что в «Золотое кольцо» входят восемь основных городов: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль и Владимир.

Найдя эти города на карте России, я понял, что не зря этот маршрут называют «кольцо». Старинные русские города образуют замкнутую линию.

Но почему же «золотое», ведь согласно Словарю русского языка С.И. Ожегова золото – это «драгоценный металл желтого цвета, употребляемое как мерило ценностей и в драгоценных изделиях»?

Прочитав о вышеуказанных городах, я понял, что каждый из них имеет великую историю и уникальные достопримечательности, подобных которым нет нигде в мире. И даже можно сказать, что города «Золотого кольца» России являются драгоценными бриллиантами в сокровищнице русской национальной культуры.

И я захотел узнать, есть ли что-то общее между Пензенским краем и городами «Золотого кольца» и позволит ли это нам составить свой туристический маршрут, аналогичный «Золотому кольцу» России?

Для этого я решил подробнее изучить святые места Пензенской области.

Целью моей работы было: на карте обозначить маршрут «Золотое кольцо» Пензенской области, составить фотоальбом, буклет и оформить стенд.

Задачи, которые я поставил перед собой, это:



  • познакомиться с городами «Золотого кольца» России и их достопримечательностями;

  • по различным источникам литературы и Интернет-ресурсам выяснить, какие монастыри расположены на территории Пензенской области, сравнить их с монастырями и храмами «Золотого кольца» России;

  • изучить историю монастырей Пензенской области.

Объектом моего исследования были монастыри Пензенской области.

Предмет моего исследования – туристический маршрут «Золотое кольцо» Пензенской области.

Методы исследования:


  • поиск информации в различных источниках литературы и Интернет-ресурсах;

  • систематизация информации;

  • обобщение материала;

  • моделирование маршрута «Золотое кольцо» Пензенской области.



  1. Достопримечательности городов «Золотого кольца» России

Как уже говорилось выше, в «Золотое кольцо» входят восемь основных городов: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль и Владимир.

В Золотое Кольцо России Переславль-Залесский входит благодаря богатому историческому и культурному наследию. В городе 6 монастырей (4 действуют), 9 церквей, из которых замечательны:




- Спасо – Преображенский собор, построенный в 1152-1157 гг.;

- шатровая церковь Петра митрополита, построенная в 1585 г.

Основной достопримечательностью Сергиева Посада по праву считается Троице-Сергиева Лавра, основанная в 1337 г.

Главная достопримечательность Ростова Великого – Митрополичий двор, более известный под именем Ростовского кремля, построенный в 1670-1683 гг.
Ярчайшая достопримечательность Ярославля — это Спасо-Преображенский монастырь, основанный в XI-XII веках (но не ранее 1186 г.).
Достопримечательности Костромы включают ансамбли:

Ипатьевского монастыря, основанного в 1432 г.

и Богоявленского монастыря, основанного в 1426 г.

Одна из достопримечательностей города Иваново – Свято-Введенский женский монастырь, основанный в 1991 г.,

а также самое старое строение – храм Успения Богородицы, построенный в 1877 г.



Основная достопримечательность Суздаля – это Спасо-Евфимиев монастырь, основанный в 1352 г.

Один из символов города Владимира - Золотые ворота, построенные в 1164 г.


Но ведь в Пензенской области тоже есть монастыри, которые имеют богатую историю и сохранились до наших дней в первозданном или восстановленном виде. Можем ли мы их сравнить с монастырями «Золотого кольца» России?


  1. Православные монастыри Пензенской области

2.1. Чтобы ознакомиться лично с монастырями города Пензы и Пензенской области 04 ноября 2013 года, я посетил Нижнеломовский Казанско-Богородицкий мужской монастырь (с. Норовка Нижнеломовского района) и вот что я узнал о нем.

Через несколько лет после основания города-крепости Нижнего Ломова (08 июля 1643 года), близ него конному казаку Андрею Михайловичу Набокову явилась Казанская икона Божией Матери. На месте ее явления была построена часовня, а в 1643 году – церковь, положившая начало Нижнеломовскому Казанскому мужскому монастырю.


Перед революцией в нем находилось четыре каменных храма. От этого, когда-то прекрасного архитектурного ансамбля, до наших дней сохранились лишь развалины настоятельского корпуса и часть примыкавшей к нему колокольни.

Сейчас здесь вновь возрождается Казанско-Богородицкая обитель.

В 2003 году в возрождаемую обитель передали сохраненные монастырские иконы – чудотворный Нижнеломовский образ Казанской иконы Божией Матери


и явленную икону святого Иоанна Предтечи («Ангел пустыни»).

В 2013 году Нижнеломовскому Казанско-Богородицкому мужскому монастырю исполнилось 370 лет.

Из рассказа паломников, с которыми я совершал поездку, мне стало известно, что в нашем городе и области есть еще несколько монастырей.
2.2. Скрябинский Вознесенский общежительный женский нештатный монастырь (пос. Пограничный Колышлейского района) основан в 1885 году у деревень Большое и малое Скрябино на средства тамбовского почетного гражданина А.М. Носова, пожертвовавшего землю и 100 тыс. рублей.

Монастырь был обнесен каменной оградой. Центральное место в монастыре занимал Вознесенский храм, построенный в 1891 году в русско-византийском стиле. При храме ранее была отдельно стоящая колокольня.

В 1920-х годах здания монастыря отошли к совхозу «Пограничный», давшему название образовавшемуся здесь поселку. Часть зданий, в том числе и колокольня, была разобрана.


В 2010 году монастырь был открыт как женское подворье Троице-Сканова монастыря.



2.3. Вьясская Владимирско-Богородицкая мужская пустынь (с. Большой Вьяс Лунинского района) основана на рубеже XVII и XVIII веков на правом берегу реки Вьяс при источнике, куда, по преданию, старцами Иоанном и Тихоном была принесена икона Владимирской Божией Матери.


В 1713 году стараниями графа Г.И. Головкина была построена деревянная церковь во имя иконы Владимирской Божией Матери. В 1790 году была построена вторая деревянная церковь – во имя Живоначальной Троицы.


В 1851и 1857 годах вместо ветхих церквей были построены новые деревянные церкви, а в 1853-1862 годах – каменная пятиглавая церковь, иконы для которой написал художник императорской Академии художеств С. Перелогин.

В конце XIX века пустынь представляла из себя компактно расположенный комплекс, включающий кроме трех церквей 4-х ярусную каменную колокольню, жилые и хозяйственные постройки.

К настоящему времени сохранился лишь один главный храм. В одном из монастырских корпусов, где была трапезная, сейчас расположена Большевьясская средняя школа. Над источником установлена часовня.

В 2002 году, в день празднования иконы Владимирской Божией Матери, прошла первая служба в обновленном храме.

В настоящее время мужской монастырь успешно восстанавливается.
2.4. Казанская Алексиево-Сергиевская мужская пустынь

Перед революцией на Сазань-горе, в пяти верстах от города Сердобска, находился мужской монастырь. Основанием его стала келья в пещере, вырытая 70-летним старцем Серафимом (в миру – Сила Жупин). В пещерах был устроен подземный храм по имя святителя и чудотворца Николая, а в 1904 году по инициативе землемера Гавриила Григорьевича Крапивина в овраге была построена часовня в честь рождения наследника цесаревича Алексея.

В 1923 году монастырь был официально закрыт, и со временем от монастырских храмов и построек ничего не осталось.

В 2005 году началось возрождение этого святого места.

В настоящее время на территории монастыря находятся: Казанский храм, пещерный храм в честь Николая Мирликийского Чудотворца, источник, освещенный в честь иконы Казанской Божией Матери с купальней. В Казанском храме помещены более 50-ти частиц мощей святых угодников Божиих.

История пещер до конца не изучена, они простираются на значительно большее расстояние, чем известны сейчас. Этот пещерный комплекс уникален тем, что пещеры вырыты в обожженной глине, в нашей стране им нет аналогов.
2.5. Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь был основан в 1688-1689 годах на горе между рекой и новопостроенной крепостью Пензой.

В 1730-х годах в монастыре открылось первое учебное заведение Пензенского края – духовное училище.

Деятельным настоятелем показал себя игумен Никон (Волоский). Именно его трудам мы обязаны появлением самого древнего в Пензе каменного здания, сохранившегося до наших дней. Преображенский храм, близкий к позднему русскому барокко, был возведен в 1735-1750 годах.

В 1849 году известная пензенская благотворительница Мария Михайловна Киселева построила Троицкий храм. Его рождественский придел неизменно привлекал богомольцев тем, что представлял собой точную копию храма Рождества в Вифлиеме.

Монастырское кладбище считалось самым престижным некрополем в губернии, здесь были похоронены дворяне Араповы, Бекетовы, Загоскины. Киреевы, Киселевы, Мартыновы, Сабуровы, Чемесовы и многие другие.

Формально монастырь закрыли в 1918 г., в 1919-1921 годах здесь уже помещалась «колония дефективных детей», а с 1924 г. на территории обители организовали конный обоз по вывозу нечистот.

Последние следы обители, каланчу и ограду уничтожили в середине 70-х годов. Закрыли и обезглавили и Преображенскую церковь. В 1993 году здание вернули епархии.

В 2001 году церковь стала подворьем Керенского Тихвинского мужского монастыря. В 2008 году – Нижнеломовского Казанского.




2.6. Сканов пещерный мужской монастырь является одним из крупных в Восточной Европе для пещерных памятников данной группы. Для Европейской части России его можно отнести к крупнейшим. Скановские пещеры по протяженности превосходят подземные сооружения знаменитой Киево-Печерской Лавры.

Монастырь основан в 14 веке. О возникновении пещер близ поселка Наровчат ходят легенды. Согласно одной из них, давным-давно на берегу реки жил монах отшельник по имени Скан. По преданию, он вырыл себе пещеру, стал в ней жить и служить Богу. Там были кельи и церковь, поскольку сохранились церковно-славянские надписи.

На трех ярусах наровчатских пещер насчитывается около 20-ти больших и малых келий. В одной из келий хранится старая икона. Все три яруса пещер – это около 635 метров, уходящих на глубину 14-ти этажного дома. 4-й и 5-й ярусы пока не открыты. Температура внутри пещер не поднимается выше 4 градусов тепла. В некоторых местах можно даже обнаружить лед.

В 1237 году, когда монгольские орды двинулись на запад, их передовые части быстро достигли Скани. Здесь в то время жило легендарное племя буртасов. Отказавшись подчиняться батыевым полчищам, храбрые степняки, во главе со своей княгиней, прекрасной Норчаткой, решили дать бой захватчикам. Неравное сражение развернулось в этих местах, вдоль древнего оборонительного вала. Вал этот сохранился до сих пор, он пролегает в полукилометре от пещер. Сейчас он зарос вековым лесом и осыпался.

На сегодня не сохранился наземный храм, не прочищен ход к нижнему ярусу. Сохранились кельи разных форм и размеров, изображения крестов и надписи из Библии, остатки подземной церкви, ниши с замурованными, как и в Киево-Печерской Лавре, мощами.

По словам патриарха Алексия II, монастырь – это жемчужина всего Пензенского края.


2.7. Тихвинский Керенский мужской монастырьстарейшая монашеская обитель Пензенской области, основанная в конце XVII века в Керенске.

Летом 1681 года на восточной окраине города Керенска, в настоящее время – районный центр село Вадинск, явилась на роднике Тихвинская икона. В начале над источником в честь обретенной иконы был построен деревянный храм.

В 1762-1763 годах на средства московского купца Алексея Тарасовича Мелякова (Милякова) в обители сооружаются сразу два каменных храма, но, несмотря на это в 1764 году Богородицкий Одигитриев Тихвинский девичий монастырь был упразднен. Тем не менее, он продолжал существовать и дальше в виде общины, в которой селились престарелые вдовы и девицы, желавшие посвятить Богу остаток своей жизни. В 1843 году богадельню переименовали в Тихвинскую женскую общину, а в 1851 году она вновь, как и прежде, стала монастырем.

К 1915 году число насельниц монастыря насчитывалось уже более пятисот человек, В непрестанных трудах и молитвах протекала монашеская жизнь, размеренный ход которой в одночасье был нарушен установлением в г. Керенске советской власти, Вначале было национализировано всё монастырское имущество и земля, затем закрыли и разрушили храмы. В бывших монастырских постройках размещались тюрьма, школа, детский дом. 

До начала 1990-х годов здесь находились ПТУ № 38 и филиал Нижнеломовского электромеханического завода.

В 1997 году бывшие монастырские строения были переданы Пензенской епархии.

Сейчас в монастыре два действующих храма - восстановленный Тихвинский собор и небольшая церковь «Живоносного Источника

Большим почитанием паломников пользуется источник, на котором была обретена Тихвинская икона Божией Матери.

При монастыре действует детская воскресная.
2.8. Пензенский Троицкий общежительный женский монастырь, ныне расположенный на улице Кирова, был основан в 1689-1692 годах.

Первая деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы построена в 1702 году.

Вторая церковь во имя протопопа Александра Свирского возведена в 1717 году.

В 1900 году Троицкий храм был разобран и к 1910 году выстроен в «русском» стиле, заняв благодаря своей живописной многоглавой композиции и пышному декоративному оформлению и использованием элементов древнерусского зодчества XVII века доминирующее положение в ансамбле монастыря.



Обнесенный каменной оградой с тремя башнями, монастырь выделялся строгостью архитектуры большинства входящих в ансамбль зданий и в то же время изяществом своей доминанты – Троицкого собора.

При монастыре были златошвейные мастерские, училище для девочек – сирот и больница.

В 1928 году монастырь был закрыт, а в 1931 году закрыты и его храмы.

Комплекс зданий был возвращен епархии в 1992 году и в нем вновь создан женский монастырь.



03 октября 1999 года Троицкий монастырь посетил патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
2.9. Свято-Троицкий Сканов женский монастырь

Возникновение Свято-Троицкого Сканова монастыря относят к началу XVII века. Вся документы, по которым можно было бы проследить его первоначальную историю погибли в пожаре 1676 года.

Изначально монастырь был мужским.

Монастырь обладал богатой ризницей, основательной библиотекой и архивом, включавшим в себя указы царя Алексея Михайловича, великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и государыни Софьи Алексеевны, грамоту патриарха Иоакима.

После пожара 1676 года пострадавшие в огне деревянные Свято-Троицкая и Свято-Никольская церкви были построены вновь. Но Свято-Троицкая церковь около 1785 года опять сгорела, а Свято-Никольская в 1802 году за ветхостью колокольни, в которой она находилась, была разобрана.

С 1795 года посередине монастыря, на месте разобранной одноэтажной Свято-Троицкой церкви началось строительство каменного двухэтажного о пяти главах Свято-Троицкого собора.

В 30-е годы XX века монастырь был закрыт и разорен. Монастырский собор был превращен в склад и птицеферму, в других зданиях разместили клуб, магазин, гараж, столовую, жилье для рабочих местного совхоза.

Иконы, церковная утварь и библиотека были частью разграблены, частью переданы в местный музей.

Настоятель и насельники Троице-Сканова монастыря были арестованы, многие убиты.

Возрождение монастыря началось в 1990 году, когда обитель была возвращена Русской Православной Церкви. Монастырь был учрежден теперь женским, поскольку в то время верующий народ составляли в основном женщины.



Сейчас Свято-Троицкий Сканов монастырь восстановлен из руин, приобрел свой первоначальный вид и является жемчужиной Пензенского края.

2.10. Нижнеломовский Успенский женский монастырь ведет свое начало от богадельни, устроенной в 1847 году городским головой купцом И.В. Волковым около кладбищенской каменной церкви во имя Успения Божией Матери, построенной в 1840 году по инициативе местных купцов Антюшина и Серебрякова.

В 1849 году богадельня была преобразована в общину, при которой в 1871 году открылась школа для девочек-сирот духовного звания.

В 1868-1879 годах был построен храм во имя Вознесения Господня, а в 1890-1898 годах строится третий храм, названный, как и первый, Успенским.

В 1880 году община стала монастырем.

К 1907 году на территории монастыря, обнесенной кирпичной оградой, находилось пять корпусов, сохранившихся до нашего времени.

После революции храмы были уничтожены (сохранилась только часть Успенского собора). Монастырские здания сначала передали под детский дом и МТС, в 1930-х годах – под колонию для малолетних преступников, в конце 1940-х годов – под городскую больницу, а некоторые здания приспособили под жилье.

В 2000-х годах на территории монастыря выстроен новый Успенский храм. В 2011 году монастырь восстановлен на части старой территории.


  1. Интересные сведения

В Свято-Троицком монастыре находится святыня Русской Православной Церкви – чудотворная Трубчевская икона Божией Матери. Икона была написана священником г. Трубчевска Орловской губернии Евфимием в 1765 году, как об этом значится в надписи на иконе.

В середине XVIII века Свято-Троицкий Сканов монастырь неоднократно сгорал от пожаров. Возносились молебные пения, люди обращались за помощью к Божией Матери. Это и послужило причиной заказать для монастыря икону Божией Матери. Эта икона числится в списке чудотворных икон России. На протяжении более двух веков особо почитаемая прихожанами и оказывающая чудесную помощь и покровительство жителям Наровчатского уезда.

В 30-е годы прошлого столетия, во время закрытия монастыря, икону сохранили и увезли в Наровчатский краеведческий музей, где с нее была снята серебряная риза, позлащенный венец, из короны были "изъяты" драгоценные камни. Почти полстолетия пролежала она в пыли и забвении. На нее не обращали внимания и использовали как стол для экспонатов. При очередной описи музейных ценностей против строки "Трубчевская икона Божией Матери" написали: "утеряна". Это было в 1976 году.

В 1993 году икона была обнаружена в запасниках музея, но в пыли и покрытая плесенью. Очистив ее от пыли, все обнаружили в уголке иконы надпись: "1765", и три буквы - "ЕВФ", что означало, что эта икона была написана в 1765 году священником Евфимием. Икону возвратили монастырю. Она была отправлена в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру на реставрацию, которая длилась в течение 9-ти месяцев. Сейчас обновленная икона вновь находится в Свято-Троицком Скановом монастыре. Известно несколько случаев чудотворных исцелений через Трубчевскую икону.



Выводы

Таким образом, проведя небольшое исследование, я сделал вывод, что хотя многие монастыри «Золотого кольца» России старше, чем пензенские (см. таблицу ниже) и имеют более богатую историю и архитектуру, но святые места Пензенской области, по своей красоте и уникальности тоже достойны всеобщего внимания.



города "Золотого кольца"

основные достопримечательности

год основания

название храма/монастыря Пензенской области

год основания

Переславль-Залесский

Спасо-Преображенский собор

1152-1157

 

 

Владимир

Золотые ворота

1164

 

 

Ярославль

Спасо-Преображенский монастырь

не ранее 1186 г.

 

 

Сергиев Посад

Троице-Сергиева Лавра

1337

 

 

Суздаль

Спасо-Евфимиев монастырь

1352

 

 

 

 

 

Сканов пещерный мужской монастырь

не ранее XIV века

Кострома

Богоявленский монастырь

1426

 

 

Кострома

Ипатьевский монастырь

1432

 

 

Переславль-Залесский

шатровая церковь Петра митрополита

1585

 

 

 

 

 

Свято-Троицкий Сканов женский монастырь

начало XVII века

 

 

 

Нижнеломовский Казанско-Богородицкий мужской монастырь

1643

Ростов Великий

Митрополичий двор (Ростовский кремль)

1670-1683

Тихвинский Керенский мужской монастырь

1683

 

 

 

Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь

1688-1689

 

 

 

Пензенский Троицкий общежительный женский монастырь

1689-1692

 

 

 

Вьясская Владимирско-Богородицкая мужская пустынь

1713

Иваново

храм Успения Богородицы

1877

 

 

 

 

 

Нижнеломовский Успенский женский монастырь

1880

 

 

 

Скрябинский Вознесенский общежительный женский нештатный монастырь

1885

 

 

 

Казанская Алексиево-Сергиевская мужская пустынь

1905

Иваново

Свято-Введенский женский монастырь

1991

 

 

Работая по карте Пензенской области, я соединил месторасположения названных монастырей и провел стрелки:

- от города Пензы – до Лунинского района;

- от Лунинского района – до Нижнеломовского района;

- от Нижнеломовского района – до Наровчатского района;

- от Наровчатского района – до Вадинского района;

- от Вадинского района – до Сердобского района;

- от Сердобского района – до Колышлейского района;

- от Колышлейского района – до города Пензы и получил линию, напоминающую кольцо. Я назвал этот маршрут «Золотое кольцо» Пензенской области.

Я сделал вывод, что святые места Пензенской области позволяют нам составить свой туристический маршрут.

Итогом моей работы стали: новые для меня знания о монастырях Пензенской области и «Золотого кольца» России, карта маршрута «Золотое кольцо» Пензенской области, фотоальбом, буклет и стенд.

В дальнейшем я планирую посетить остальные известные мне монастыри Пензенской области, а также нанести на карту Пензенской области и новые неизвестные мне пока интересные места.



Список литературы

1. Архангельский М.А. О Наровчате родном. – Общественная организация «Наровчатское землячество». Муниципальное учреждение культуры «Музей – заповедник» Наровчатского района Пензенской области. – Наровчат. – 2007. – 48 стр. с ил.;

2. Города России: Начальная школа/Сост. М.Л. Данильцева. – М.: ВАКО, 2010, - 96 с., цв.ил. – (Школьный словарик);

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/ Под ред.чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989 – Х;

4. Интернет ссылки:

- ru.wikipedia.org;

- russian-church.ru;

- sobory.ru.



ПРИЛОЖЕНИЕ


ч. 1