Сто великих мифов и легенд

ч. 1 ч. 2 ... ч. 30 ч. 31


СТО ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД.
МОСКВА "ВЕЧЕ" 2003
Муравьёва Т. В., 2002.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Мифы и сказания разных народов мира на протяжении многих веков передавались из

поколения в поколение, развивались, усложнялись, совершенствовались, вбирая в

себя коллективный опытчеловечества и отражая его представления о миропорядке,

нравственности и красоте.

Слово "миф" греческого происхождения, оно означает "повествование". Мифами

принято называть фантастические повествования, основанные на религиозных

верованиях, в которых рассказывается о богах, сотворении мира, "начале

всехвещей".

Отличительное свойство мифов, по мнению большинства исследователей, заключается

в том, что они создавались и бытовали в то время, когда все рассказанное в них

воспринималось как безусловная истина.

Среди ученых единого мнения относительно возникновения и сущности мифов нет.

Существует множество теорий, в которыхмифы истолковываются как символическое

изображение природных явлений, как воспоминание об исторических событиях, как

магические тексты, сопровождающие обряды, как отражение процессов, происходящих

в человеческой психике.

Как бы там ни было, но сила эмоционального воздействия мифов на человека

бесспорна. Уже многие века мифологические образы влияют на развитие культуры и

искусства разных стран, являются одним из источников вдохновения поэтов,

художников, композиторов.

Действие в мифах происходит в давние -"изначальные" -времена. Это не просто

отдаленная эпоха, а особое "правремя", не поддающееся обычному хронологическому

определению.

Что касается сюжетов, которые относятся к реальному, обозримому, хотя и давно

прошедшему времени, то они становятся объектом уже не мифов, а сказаний.

(Впрочем, отзвуки мифологических образов и представлений довольно часто

встречаются и в сказаниях.)

Сказания обычно подразделяют на эпос, легенды и предания. К эпосу относятся

сказания преимущественно героического характера; в легендах обязательно

присутствуют фантастические, сверхъестественные мотивы; предания - более

реалистичны и часто основаны на действительных событиях. Однако деление это

достаточно условно, поскольку эпос может включать в себя фантастический элемент,

предание - быть героическим, а легенда - иметь под собой реальную основу.

В мифах и сказаниях разных народов часто встречаются схожие сюжеты, образы,

ситуации - "бродячие", как определяют их литературоведы сравнительно-

исторического направления. О причине этого явления среди ученых существуют

разные мнения: одни объясняют это взаимопроникновением культур и

заимствованиями, другие - общностью происхождения и параллельностью развития

всех народов мира.

100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД

Сюжеты многих народных сказаний и мифов называют "вечными". Они созвучны любой

эпохе, интересны людям разного возраста, социального положения, образования.

Каждый находит в них что-то важное для себя. Они удовлетворяют и детскую

любознательность, и юношескую жажду романтического и чудесного, и

стремлениезрелогочеловекаприобщитьсякобщечеловеческой мудрости.

Лучшие мифы и сказания заключают в себе глубокий философский смысл, хранят

историческую память народа, обладают занимательностью сюжета, красотой и

поэтичностью образов, то есть являются источником познания, дают пищу для

размышлений, будят воображение и дарят эстетическое наслаждение.

Мифы и сказания разных народов ярко отражают национальные особенности, характер,

быт и нравы, но главная их суть-стремление к добру и справедливости, общее для

всего человечества.

ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Долина между реками Тигр и Евфрат в истории известна под греческим названием

Месопотамия, что значит Междуречье. Здесь возникла цивилизация, которую

большинство ученых считают самой древней на Земле.

В конце IVтысячелетия до н.э. в южной части Междуречья поселились племена

шумеров. Они построили города, основали государственную систему и создали

высокоразвитую культуру. Крупный английский ученый-археолог XX века Чарльз Вулли

писал: "Если судить о заслугах людей только по достигнутым ими результатам, то

шумерам по праву должно здесь принадлежать почетное, а может быть, и выдающееся

место. Если же учитывать и воздействие, которое они оказали на последующее

развитие истории, то этот народ вполне заслуживает еще более высокой оценки".

Шумерам принадлежат многие открытия в области астрономии, математики, медицины,

сельского хозяйства, инженерного дела, которыми до сих пор пользуется

человечество. Им же приписывается одно из величайших достижении цивилизации -

изобретение письменности.

Шумеры писали на глиняных табличках. По сырой глине при помощи квадратной или

треугольной в сечении палочки выдавливали различные сочетания линий в виде

клиньев - клинописные знаки, а затем глиняные таблички обжигали на огне. Таким

образом написанное запечатлевалось навеки.

Наиболее древние записи шумерских мифов и сказаний датируются III тысячелетием

до н.э.

К тому же времени относится древнейший систематический перечень шумерских богов.



Во главе пантеона названы верховные боги: Ан, Энлиль, Инанна, Энки, Нан-наиУту.

Ан - "отец всех богов", владыка неба. Его имя пишется при помощи знака,

обозначающего понятие "бог" вообще. Хотя Ан во всех перечнях богов стоит на

первом месте, в мифах его роль достаточно пассивна. Он, прежде всего, является

символом высшей власти, к нему боги обращаются за советом и в поисках

справедливости в различных сложных ситуациях.

Бог Энлиль первоначально был покровителем города Ниппура, древнейшего центра

шумерского племенного союза, но очень рано стал общешумерским богом. Его

постоянный эпитет - "высокая гора". Возможно, здесь присутствует воспоминание о

прародине шумеров - восточной горной стране, из которой они пришли в Междуречье

и где обожествлялись горы.

Энлиль - одно из божеств плодородия и жизненных сил. Когда боги делили между

собой Вселенную, то ЭнлилюдосталасьЗемля. От имени Энлиля в шумерском языке

образовалось слово, означающее "власть", "господство". В мифах Энлиль часто

выступает как "воитель", жестокий и себялюбивый бог.

100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД

Боги Энки, Уту и Инанна. Оттиск цилиндрической печати. IIIтысячелетие до н.э.

На третьем месте в перечне богов названа Инанна - главное женское божество

шумерской мифологии. Инанна - богиня производительных сил природы, плотской

любви. Одновременно она является богиней распри, и в некоторых мифах выступает в

роли коварной искусительницы, сеющей рознь. Одним из ее символов была "звезда

утреннего восхода" - планета Венера.

Энки - бог мировых пресных вод, среди которых покоится Земля. Позже Энки

становится богом мудрости и владыкой человеческих судеб. Как правило, он

благожелателен клюдям, выступает их защитником перед другими богами. В некоторых

мифах Энки приписывается изобретение плуга, мотыги, формы для изготовления

кирпича. Он покровитель садоводства и огородничества, выращивания льна и

разведения лекарственных трав.

Нанна - сын Энлиля, бог Луны. Культ Луны был очень развиту шумеров, они считали

Луну первичной по отношению к Солнцу. Ночью Нанна плывет на лодке по небу, днем

- по подземному царству. Иногда Нанну представляли в виде быка, рога которого

образуют полумесяц. Один из его эпитетов - "бык с лазури-товой бородой".

Сохранились золотые изображения бычьих голов с бородами и рогами из лазурита,

относящиеся kXXVI веку до н.э.

Уту - бог Солнца, сын Наины. Его имя означает "светлый", "сияющий". Каждое утро

Уту выходит из-за высоких гор и поднимается на небо, а ночью нисходит вподземное

царсгво.неся обитающим там душам умерших свет, еду и питье. Уту - всевидящий

бог, хранитель истины и справедливости.

Наряду с шестью верховными божествами у шумеров пользовались почита-нием и

другие боги: Нинту-"повитуха богов",покровительницарожениц,Адад - бог дождя и

грома, Думузи - покровитель скотоводства и весеннего возрождения природы.

Особое место в шумерском пантеоне занимала богиня "Страны без возврата" -

подземного царства мертвых Эрешкигаль и ее супруг - бог Нергал. Царство мертвых

в представлении шумеров - мрачная подземная страна, где то-

ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ

мятся души умерших. Их хлеб горек, вода солона, одеты они, "как птицы, одеждою

крыльев". В шумерской мифологии нет понятия загробного суда и зависимости

посмертного существования от поступков, совершенных при жизни. На том свете

чистая питьевая вода и покой обеспечены только тем, по ком был совершен

правильный погребальный обряд, а также погибшим в бою и еще - многодетным.

Почти одновременно с шумерами в северной части Междуречья поселились племена

аккадцев. Во второй половине III тысячелетия до н.э. аккадский правитель Саргон

завоевал крупнейшие шумерские города и создал единое шумеро-аккадское

государство

Аккадцы издревле находились под сильным влиянием шумерской культуры. Почти все

аккадские боги произошли от шумерских или полностью с ними отождествляются. Так,

аккадский бог Ану соответствует шумерскому Ану, Эйа-Энки, Эллиль - Энлилю, Иштар

- Инанне, Син - Нанне, Шамаш - Уту. Часто в аккадскую эпоху один и тот же бог в

пределах одного сказания назывался то шумерским, то аккадским именем.

В первой половине II тысячелетия до н.э. столицей шумеро-аккадского государства

становится город Вавилон и возникает так называемое Древневавилонское царство.

Покровителем Вавилона был местночтимый бог Мардук. Постепенно он превращается в

главного, общегосударственного бога. На него переносятся функции многих других

богов, Мардук становится богом справедливости, мудрости, водной стихии,

растительности. Его называют "отцом богов" и "владыкой мира".

Культ Мардука отличался чрезвычайной пышностью. В Вавилоне для торже-

ственныхпроцессий, посвященных Мардуку, была сооружена "Священнаядоро-га",

вымощенная каменными узорными плитами метровой величины. В Междуречье не было

своего камня, его с большими трудностями привозили из чужих краев. С внутренней

стороны каждой плиты по приказу вавилонского царя Наву-ходонасора была выбита

надпись: "Вавилонскую улицу замостил я каменными плитами из Шаду для шествия

великого господина Мардука".

Поклонение богу Луны Сину

10

100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД



ЩУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ

11

Шамаш, бог Солнца



В древневавилонскую эпоху на основе старинных шумерских сказаний был создан

монументальный "Эпос о Гильгамеше", героем которого является не бог, а человек.

Хотя и сюжеты, и персонажи аккадской мифологии в основном были заимствованы у

шумеров, именно аккадцы придали древним сказаниям художественную законченность,

композиционную стройность и драматизм, наполнили их выразительными деталями и

философскими размышлениями, доведя до уровня литературных произведений, имеющих

мировое значение

С течением времени одним из сильнейших государств на Древнем Востоке становится

воинственная Ассирийская держава. В XVI - начале XV века до н.э. ассирийцы

подчинили своему влиянию Вавилонское царство, но сами восприняли многие черты

шумеро-аккадской культуры, в том числе основные религиозные и мифологические

представления. Ассирийцы, также как и вавилоняне, почитали Энлиля, Иштар,

Мардука.

В столице Ассирии городе Ниневии царь Ашурбанипал, живший в VII веке до н.э.,

собрал огромную библиотеку, в которой хранилось множество глиняных табличек с

записями шумерских и аккадских текстов религиозного, научного и мифологического

характера.

Библиотека Ашурбанипала, найденная археологами в середине XIX века, является

одним из основных источников современных знаний о шумеро-аккадской мифологии.

СКАЗАНИЕ О СОТВОРЕНИИ МИРА

Ассиро-вавилонское сказание о сотворении мира по традиции называется

"Энумаэлиш". Это - первые слова сказания, иозначаютони "когда вверху":

Когда вверху не названо небо, А суша внизу была безымянна

(Перевод В Афанасьевой)

Эти строки отражают представление о том, что если небо и суша еще не были

названы, то они реально и не существовали Мир представлял собой первобытный хаос

в виде двух стихийных сил - праматери Тиамат и "первородного все-сотворителя"

Апсу


Ассиро-вавилоняне, как и большинство древних народов, представляли себе хаос как

водную стихию. "Тиамат" значит "море", а "Апсу" - "бездна". Именем Апсу также

называли бескрайний пресноводный океан, который, по мнению жителей Месопотамии,

окружал землю Возникновению такого образа, вероятно, способствовала местная

природа- из-под земли выступали пресные воды, окружающие равнинные плодородные

участки.


Тиамат и Апсу "воды свои воедино мешали" - и в глубине этих вод зародилась

первая божественная пара -ЛахмуиЛахаму. Эти первые богибогиня были огромного

роста и чудовищного обличил. Их детьми стали бог Аншар и богиня Кишар-"Круг

неба" и "Кругземли". Скорее всего, они олицетворяли горизонт - две неразрывно

связанные линии, разделяющие небо и землю

Аншар и Кишар породили многих богов, которые, в свою очередь, произвели обширное

потомство. В конце концов боги так расплодились, что своей суетой стали

досаждать Тиамат и Апсу.

Тиамат, будучи снисходительной матерью, терпела, хотя были "тягостны ей их

повадки". Апсу же оказался не столь терпелив. Он объявил Тиамат:

"Мне днем нет отдыха, покоя - ночью! Их погублю я, дела их разрушу1"

Тиамат "взъярилась, накинулась на супруга":

Как?! Порожденье свое уничтожим'

Пусть дурны их пути -дружелюбно помедлим.

Но советник Апсу по имени Мумму поддержал его жестокое намерение:

"Уничтожь, отец мой, их злые повадки1 Будут дни твои мирны, будут ночи покойны"

Младшие боги, узнав о грозящей им опасности, в страхе "заметались", а потом

"затихли, безмолвно сидели"

А

12

100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД



Ц1УМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ

13

Эйа, бог мудрости, решил спасти своих братьев. С помощью заклинаний он наслал на



Апсу непробудный сон, оковал его - и предал смерти.

Над поверженным Апсу Эйа воздвиг для себя храм, в котором вступил в священный

брак с богиней Дамкиной и породил сына - великого бога Мардука.

Божественная сущность Мардука проявилась сразу:

Его лик был прекрасен, сверкали взгляды! Изначально властна, царственна поступь!

У Мардука было четыре всевидящих глаза и четыре всеслышащихуха, изо рта

извергалось пламя, а тело окружали пятьдесят сияний.

Бог неба Ану в подарок новорожденному создал четыре ветра (Розу ветров), вихри

иураганы.

От этих вихрей и ураганов не стало покоя Тиамат и ее старшим детям - древним

богам. Возроптали боги, стали упрекать Тиамат в том, что она "не пришла на

помощь, сидела молча", когда был убит Апсу, а теперь равнодушно смотрит на

страдания своих старших детей.

"Нас, что так маются, нас ты не любишь!.. Сразись, отомсти за Апсу..."

И Тиамат стала готовиться к сражению. Она создала страшных змеев и исполинских

чудовищ с острыми клыками и ядовитой кровью.

Увидевший их - падает без силы! Если в битву пойдут, то уже не отступят!

Свои грозные создания Тиамат окружила сиянием, приравняв их кбогам, а во главе

войска поставила бога Кингу, объявив его своим супругом и вручив ему "таблицы

судеб", определяющие миропорядок.

Боги, против которых Тиамат собирала свое страшное войско, тоже готовились к

сражению. Они думали, что Эйа, уничтоживший могучего Апсу, без труда усмирит

ярость Тиамат. Бог Ану отправился на разведку и для переговоров с Тиамат. Но

увидев ее в окружении несметного числа свирепых чудовищ, Ану был так устрашен,

что не посмел даже приблизиться к ней.

Долго размышлялиисоветовалисьмладшие боги, как противостоять им грозной силе и,

наконец, вспомнили о юном Мардуке.

Мардук предстал перед Советом богов. Он согласился выйти на бой с Тиамат, но

потребовал, чтобы его причислили к высшим богам:

" Если я мстителем за вас стану(...) Соберите Совет, взвесьте мойжребий(...) Мое

слово, как ваше, да решает судьбы!"

Боги наделили Мардука великой силой. Чтобы он мог убедиться в обретенном

могуществе, они положили между собой звезду и сказали Мардуку:

"Промолви же слово, -звезда да исчезнет. "Вернись!" - прикажи -и появится

снова!"

И Мардук это совершил.



Затем он стал готовиться к бою. Он сам сделал тугой лук и острые стрелы, сплел

прочную сеть, чтобы уловить в нее Тиамат. "Ужасом, словно плащом, он покрылся" и

на колеснице, запряженной вихрями, "к Тиамат яростный пугьсвой направил".

Тиамат исполниласьстрахом и злобой, "взревела, вверхвзвилась". Поскольку Тиамат

-персонифицированная стихийная сила, битва с ней достигла масштабов космического

катаклизма. Мардуку удалось опутать Тиамат сетью. Она в ярости разинула пасть, и

Мардук вогнал ей в чрево один из ураганов. Тело Тиамат раздулось, Мардук "нутро

ее взрезал, завладел ее сердцем. Ее он осилил, ей жизнь оборвал он".

Войско Тиамат разбежалось, а тех, кто не успел убежать, Мардук захватил в плен.

Среди пленников оказался и предводитель войска-супруг Тиамат Кингу. Мардук

заключил Кингу в оковы и приставил к нему сторожем Демона Смерти.

Таким образом Первоначальный Хаос был окончательно побежден, и Мардук стал

творить Мир.

Строительным материалом ему послужило тело Тиамат. Он разрубил его пополам,

"словно ракушку", из одной половины сделал небо, из другой - землю. Череп Тиамат

стал горой, а из ее глазниц потекли две великие реки - Тигр и Евфрат. (В одном

из древних списков поэмы к этому месту сделано примечание: "Тигр - ее правое

око, Евфрат - левое око".)

На небе Мардук создал планеты и звезды, и каждую посвятил какому-нибудь богу.

Планетой самого Мардука стал Юпитер. Вавилоняне считали, что Юпитер держит

перекрестье неба и земли и является центром Вселенной.

Мардук опреде-лилход Луны и Солнца, разделил год на двенадцать частей и на небе

"начертил рисунок", то есть создал зодиакальные созвездия.

Увидев устроенный таким образом Мир, все боги стали славить Мардука. Но он еще

не закончил творенье. Мардук "в сердце задумал, в уме замыслил":

Мардук побеждает Тиамат

I

14

100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД



"Кровь соберу я, скреплю костями, Создам существо, назову человеком".

По решению Совета богов пленный Кингу был казнен, и на его крови созданы люди.

Мардук назначил человеческому роду служить богам, "чтоб те отдохнули". Довольные

боги преисполнились благодарности к Мардуку:

"Ныне, владыка ты наш, как вольности нам ты назначил, Благодарностью нашей тебе

что еще будет?"

Они решили воздвигнуть для Мардука на небе храм небывалых размеров и красоты.

Целый год лепили боги кирпичи для строительства, еще год-строили. Храм нарекли

"Вавилон", что значит "Божьи врата". Свою столицу вавилоняне считали земным

отражением этого небесного храма.

Мардукустроил для всех богов торжественный пир, и боги признали его верховным

владыкой:

Поклялись водой и елеем, горла коснувшись: Над всеми богами ему дали даренье.

Алюдям повелели почитатьбогов, строить для них храмы и приноситьжертвы.

Заканчивается поэма пространным прославлением Мардука. Боги называют его

пятьюдесятью хвалебными именами, разъясняя значение каждого: Лугальди-меранки -

Советник богов, Асаллухинамтила -Хранительжизниитд.

Предположительное время создания мифа о сотворении мира - середина II

тысячелетия до н.э., но большинство сохранившихся записей его вариантов

относится к более позднему времени - не ранее I тысячелетия до н.э.

Сказание в значительной степени посвящено истории возвышения Мардука над

остальными богами.

Какуже говорилось, первоначально Мардук был местночтимым богом города Вавилона.

Когда же Вавилон стал столицей могущественного государства, Мардук, естественно,

оказался во главе официального пантеона.

Таким образом, сказание о сотворении мира имело политическое значение. Жрец

ежегодно оглашал его "от начала до конца" в храме Мардука перед его статуей в

четвертый день Нового года.

СКАЗАНИЕ ОБ АТРАХАСИСЕ

В мифах почти всех народов мира встречается рассказ о Великом потопе, посланном

разгневанными богами на землю, чтобы уничтожить человеческий род. В этом

рассказе отразились реальные воспоминания о наводнениях и разливах рек,

происходивших в разные времена и всегда приносивших людям неисчислимые бедствия.

ЩУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ

15

Одно из наиболее ранних сказаний о Великом потопе содержится в древневавилонском



"Сказании об Атрахасисе", известном в нескольких записях II и I тысячелетий до

н.э.


Начинается сказание конфликтом между богами, предшествовавшем сотворению

человека.

Шумеро-аккадские боги разделились на две группы: Игигов и Ануннаков. Суть этого

разделения нигде четко не объяснена, в разных мифах одни и те же боги

причисляются то к Игигам, то к Ануннакам.

Однако в "Сказании об Атрахасисе" Игиги и Ануннаки резко противопоставлены друг

другу: Ануннаки занимают господствующее положение, а Игиги находятся у них в

подчинении.

В незапамятные времена великие боги Ануннаки бросили жребий и поделили мир между

собой. Ану, отец всех богов, стал владыкой небес, Энки - хозяином водных глубин,

Энлиль получил в свое владение землю.

Абогам-Игигамонигфиказалитрудиться. Стали Игиги копатьканалыиреки, прорыли русла

Тигра и Ефрата, построили жилища для великих богов.

Долгие годы тяжко трудились Игиги в болотах и топях, не зная отдыха ни днем, ни

ночью, а когда наконец "годы труда они подсчитали", оказалось, что работают они

уже две с половиной тысячи лет.

И возмутились Игиги;

Они кричали, наполняясь злобой,

Они шумели в своих котлованах...

(Перевод В. Афанасьевой)

Игиги решили идти к самому Энлилю и требовать, чтобы он освободил их от

непосильного труда. Среди Игигов нашелся предводитель, который стал призывать к

более решительным мерам:

"Неправедно был назначен Энлиль! Его отменим, другого назначим!(...) Пойдем,

разыщем его жилище!"

Боги сожгли свои орудия труда - корзины и лопаты - и грозной толпой направились

кжилищу Энлиля. Недовольство превратилось в восстание.

Энлиль, завидев восставших, запер на засов ворота, вооружил слуг и послал за

подмогой к отцу всех богов, великому Ану.

Ану вместе с Энки явился к Энлилю, и три великих бога стали совещаться. Энлиль

предложил выслать навстречу восставшим вооруженную силу:

"Не должен ли я устроить сраженье?.. Подошла битва к моим воротам!"

Но Ану посоветовал не торопиться, а отправить кого-нибудь к Игигам для

переговоров, чтобы узнать, чего они хотят. Игиги ответили посланцу Энлиля:

16

100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД



ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ

17

"Все, как один, войну объявили!. Непосильное бремя нас убивает, Тяжектруд,



велики невзгоды!. Идем к Энлилю, несем наше слово!"

Получив такой ответ, Энлиль потребовал, чтобы Ану "показал свою силу", отыскал

зачинщика восстания и предал его смерти. Но Ану проникся жалостью к восставшим:

"За что мы к ним питаем злобу? Их труд тяжел, велики невзгоды"

И тогда Ану решил, что следует создать людей и переложить на них тяжкое бремя

труда, угнетающее богов. Позвали Великую Мать - повитуху богов Нинту, чтобы она

слепила из глины первых людей.

Процесс создания человека изображен в "Сказании об Атрахасисе" очень образно, но

содержит много не всегда понятных ассоциаций и может иметь различные толкования.

Нинту сказала, что ей нужна особая глина, в которой объединилось бы божье и

человеческое начала.

Боги убили некоего Ве-Ила и на его крови замесили глину. "Ве-Ила" означает

"разум бога". Скорее всего, это символический образ. В представлении древних

вавилонян понятие "разум", "кровь" и "душа" были тесно взаимосвязаны. Душа

воспринималась ими как материальная субстанция, находящаяся в крови, и

обозначалась тем же словом, что и разум. Таким образом, глина, замешанная на

крови "разума бога", обретала божественную душу.

Впрочем, существует и другое, более конкретное толкование этого эпизода

"Сказания". Некоторые исследователи считают, что Ве-Ила был одним из Иги-гов,

зачинщиков восстания, а его убийство носило характер наказания и искупи-

тельнойжертвы.

Комментируя процесс создания человека, Нинту особо оговаривает "стуки сердца".

Возможно, именно стучащее сердце было признаком, отличающим человека от бога. В

оригинале стихотворный ритм этой части "Сказания" совпадает с ритмом биения

сердца.

Нинту разделила глину на четырнадцать частей и сделала семерых мужчин и семь



женщин. Она сказала богам:

"Вы приказали -

Я совершила,

Я вас избавила от работы,

Ваши корзины дала человеку".

Так появились люди - и стали работать на земле.

Загрубели руки от тяжелой работы.

Киркой и лопатой строили храмы,

Сооружали большие каналы

1 Шву и ш МП в р

11

к

Прошло двенадцать столетий, и "страна разрослась, расплодились люди" Их стало



так много, что производимый ими шум достиг неба и стал мешать отдыху богов.

Энлиль, дороживший своим покоем, решил уменьшить количество людей и наслал на

них "мор и болезни, чуму и язву".

В те времена мудрейшим среди людей был человек по имени Атрахасис, что означает

"весьма премудрый".

В городе, где он жил, все поклонялись воинственному Энлилю, Атрахасис же превыше

всех богов чтил доброго Энки. И Энки благоволил к Атрахасису, нередко беседовал

с ним и давал наставления.

Когда насланный Энлилем мор стал губить людей, Атрахасис обратился к Энки:

"Господин мой, человечество стонет! Доколе, владыка, беда продлится9 Неужто

болезни даны нам навеки9"

Энки, бог воды

Энки посоветовал собрать старейшин города и всем вместе принести жертву из

печеных хлебов и отборного кунжута богу смерти Намтару, который в таком случае

"устыдится преддаром, удержит руку".

Атрахасис послушался совета и, довольный жертвой Намтар, отвел от людей чуму и

язву.

Прошло еще двенадцать столетий, и Энлилю снова стал досаждать шум, доносившийся



с земли, Энлиль решил устроить на земле небывалую засуху:

"Да выйдет ветер, иссушит почву, Нальются тучи, да не прольются ливнем. Черные

нивы да будут белы, Пусть просторное поле соль рождает!"

Последняя угроза была хорошо понятна вавилонянам: засоление почвы было

распространенным бедствием, уничтожавшим во II тысячелетии до н.э. плодородие

целых областей.

Остальные боги поддержали намерение Энлиля уменьшить количество людей при помощи

засухи и голода. Они заперли дожди на небе, перекрыли подземные воды, а бога

Энки приставили сторожить "врата океана", взяв с него клятву, что он не допустит

на землю ни капли воды.

Черты людей исказил голод .. Узкими стали их широкие плечи, Вдоль улиц брели они

согнувшись.

Так прошло три года, и еще три, а засуха все не кончалась. "Людям недоставало

жизни", они начали пожирать друг друга.

t

18

100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД



Мудрый Атрахасис каждый день приходил к храму Энки, "перед храмом сидел и

плакал" и молил о каком-нибудь знамении. Энки, связанный клятвой, долго не

откликался на мольбы, но в конце концов явился Атрахасису во сне и посоветовал

принести жертву богу дождя и грома Ададу.

Жертва была принесена - и засуха прекратилась.

Дождь в ночи незаметно закапал,

В полях, каквтайне, зерно зародилось...

Разгневанный Энлиль стал упрекать Энки в нарушении клятвы:

Ты допустил процветанье людское. Дал им дышать на земле под солнцем.

Но Энки сказал, что во всем виноваты рыбы и разные морские твари; они сломали

замок на вратах океана - и допустили воду на землю.

Собственная шутка рассмешила Энки: Смех одолел его среди Совета. Энки колики

охватили в собранье.

Энлиль впал в страшный гнев и поклялся, что, несмотря на противодействие Энки,

истребит род людской до последнего человека, устроив на земле Великий потоп.

Боги взялись помогать ему, один Энки отказался:

"Зачем вы хотите связать меня клятвой? Положу ли я руку на моих человеков?"

Не имея возможности спасти все человечество, он решил спасти хотя бы одного

Атрахасиса. Энки приказал Атрахасису:

"Разрушь свой дом, корабль выстрой! Презри богатство, спасай душу!"

Растерянный Атрахасис ответил, что никогда не строил кораблей и не знает, как

это делается. Тогда Энки начертил на земле чертеж корабля, и Атрахасис принялся

задело.

Соседям он сказал, что собирается покинуть город, поскольку не разделяет



общепринятого поклонения Энлилю, а предпочитает ему Энки.

Соседи помогли Атрахасису в его работе, и вскоре постройка корабля была

завершена.

День, назначенный богами для начала потопа, приближался. Энки дал Атрахасису

последние указания:

ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ

19

"Возьми зерна и добра, что имеешь, Жену, семью, родню, рабочих. Тварей степных,



травоядных и диких, Я пошлю к тебе, к твоим воротам".

Атрахасис устроил прощальный пир. Гости веселились, ели яства и пили напитки, не

ведая, что их ожидает скорая гибель. Знал об этом лишь Атрахасис.

Сесть не мог он, и лечь не могон. Разрывалось сердце...

Пир еще не закончился, когда "день начал менять лики". Небо потемнело, загремел

гром. Атрахасис поднял на борт корабля свою семью и работников, зверей и птиц,

которых Энки, как и обещал, прислал к его воротам, закрыл все входы на корабль и

замазал щели смолой.

И тут с неба обрушились водяные потоки. Ветры взвились и столкнулись с вихрями.

Взвыли бури и ураганы. Бог дождя и грома Адад носился по небу на своей

грохочущей колеснице. Нинурта - бог войны - шел, разрушая плотины и выпуская

воды, Львиноголовый орел Анзуд разодрал небо своими когтями.

Потемнели воды, и потоп вышел.

Его мощь прошла по людям, как битва.

Человечество погибло в бушующих волнах, и лишь корабль

Атрахасиса держался на плаву среди ревущих волн.

Сами боги испугалисьсотворенного ими. Растеряв все свое величие, они сгрудились

вместе, подобно овцам, и, в страхе заливаясь слезами, смотрели на гибнущий мир.

Повитуха богов, Великая Мать Нинту, в отчаянии ломала руки:

"Да померкнет день тот,

Во мрак да вернется!

Как могла я вместе со всеми богами

В Совете решиться на гибель мира?"

Семь дней и ночей бушевал потоп. Когда схлынули волны, лик земли был пуст и

мертв.

Там, где прошел потоп войною, Все уничтожил, превратил в глину.



Окончание "Сказания об Атрахасисе" сохранилось лишь фрагментарно. Но из

отдельных строк можно понять, что Атрахасису с семьей удалось спастись, и

человечество возродилось вновь.

т

20



100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД

В шумеро-аккадской мифологии кроме "Сказания об Атрахасисе" существует еще

несколько рассказов о Великом потопе. В одном из вариантов герой носит имя

Зисурда, что значит "нашедший жизнь долгих дней". Уцелев во время потопа, он

получил от богов бессмертие и поселился со своей женой на острове бла-

женныхТильмун.

В "Сказании и Гильгамеше" история о Великом потопе присутствует в качестве

вставного эпизода. Спасшегося героя зовут Утнапишти, что является переводом на

аккадский язык имени Зисурда.

Шумеро-аккадские мифы о Великом потопе в значительной степени послужили основой

для соответствующего библейского сказания

СКАЗАНИЕ ОБ ЭРЕШКИГААЬ И НЕРГААЕ

Вселенная, в представлении древних, делилась натричасти: верхнюю- небо, где

обитали боги и небесные светила, среднюю - землю, населенную людьми, и нижнюю -

подземное царство, мир смерти и темных сил.

В шумеро-аккадской мифологии владыками подземного царства были богиня Эрешкигаль

и ее супруг Нергал.

Существует несколько записей мифа о том, как Нергал стал мужем Эрешкигаль.

Наиболее ранняядатируетсяХГУвекомдон.э Она была найдена в египетском архиве в

Телль-эль-Амарне и представляет собой учебный текст, по которому египетские

писцы обучались аккадскому языку. То, что миф использовался в качестве учебного

материала, говорит о его давнем бытовании и широкой известности.

Эрешкигаль -дочьверховногобогаАну. Ее имя означает "Хозяйка Большой Земли".

"Большой Землей" в данном случае называется царство мертвых.

Однажды небесные боги устроили пир. Эрешкигаль не могла принять в нем участия,

поскольку по незыблемому закону Вселенной верхний и нижний миры не должны

проникать один в другой. Все же боги хотели, чтобы Эрешкигаль отведала

пиршественного угощения. Они сказали ей:

"Нам к тебе не опуститься, И тебе к нам не подняться, Пришли -пусть возьмут твою

долю"


(Перевод В. Афанасьевой)

За долей Эрешкигаль отправился ее верный посланец Намтар, который обычно являлся

за душами умирающих, чтобы увести их в "Страну без возврата".

Когда Намтар вошел в небесный чертог, где пировали боги, все почтительно встали

перед ним, и лишь бог Нергал остался сидеть. Нергал, хотя и обитал на небе, был

олицетворением злых сил - палящего, губительного солнца, чумы и лихорадки.

Сохранилась запись молитвы некоего Шамашшумукина, в которой он обращается к

Нергалу с просьбой об исцелении:

ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ

21

"Пусть потоки рыданий моих к тебе устремятся, Ярое сердце твое да успокоят!"



Намтар, вернувшись в подземное царство, рассказал о проявленном к нему

неуважении, и Эрешкигаль, обидевшись за своего посланца, потребовала, чтобы боги

выдали ей Нергала:

"Бога, что пред послом моим не поднялся, Ко мне пришлите - я предам его смерти"

Отец Нергала, бог Эйа, горько пенял сыну:

"Отчего ты пред ним не поднялся?

Глаза мои не тебе ли мигали9

Аты отвернулся, как бы не зная,

На меня не взглянул, уставился в землю".

Нергал стал собираться в Страну без возврата, где души умерших "света не видят,

живут во мраке". Эйа, напутствуя сына, сказал ему, чтобы он не ел хлеба и не пил

вина в стране мертвых, не омывался тамошней водой и не прельщался мрачной

красотой Эрешкигаль.

Представ перед владычицей подземного царства, Нергал скрыл свое настоящее имя и

назвался Эррой. Это объясняется древним представлением о магической связи

человека с его именем. Скрыв свое настоящее имя, Нергал надеялся отвести от себя

опасность. Следуя наказу отца, он отказался от еды, питья, воды для омовения, но

когда Эрешкигаль предстала пред ним в прозрачных одеждах, "какмужжены возжелал

ее сердцем".

Шесть дней и ночей провел Нергал с Эрешкигаль, а на седьмое утро, когда богиня

еще спала, покинул ее.

Намтар попытался задержать его у выхода из царства мертвых, но Нергал сказал,

что Эрешкигаль посылает его с поручением к своему отцу Ану - и Намтар открыл

ворота.


По высокой лестнице поднялся Нергал на небо.

Эйа был счастлив увидеть сына, которого считал погибшим. Опасаясь преследования

Эрешкигаль, Эйа прибегнул к колдовству: окропил Нергала волшебной водой, отчего

красавец Нергал неузнаваемо изменился - стал косоглазым, хромым и плешивым.

Эрешкигаль, проснувшись и не найдя подле себя Нергала, принялась рыдать и рвать

на себе волосы:

"О, Эрра, сладостный супруг мой!

Я не насытилась его лаской - ушел он!"

Верный Намтар вызвался помочь своей горюющей госпоже:

т

22



100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД

"Я пойду и этого бога схвачу я!

К тебе да вернется, тебя да обнимет!"

Он поднялся на небо, заглянул в лицо каждому богу, но в хромом и плешивом уроде

не узнал Нергала и ни с чем вернулся к Эрешкигаль. Тогда Эрешкигаль обратилась

ксвоему отцу Ану:

"Этого бога пошли мне в супруги,

Со мной да проводит он ночи.

Если же ты бога того мне не вышлешь, (...)

Я выпущу мертвых, что живых поедают,

Мертвецы умножатся над живыми".

Страшная угроза нарушить равновесие между миром живых и миром мертвых напугала

великого Ану- Он повелел Нергалу вернуться к Эрешкигаль:

"Отныне нет ему доли в мире верхнем. Отныне доля его - в мире нижнем".

Местом культа Нергала как бога преисподней был город Кугу (современный Телль-

Ибрагим), расположенный между Тигром и Евфратом. Иногда Кугу называют саму

преисподнюю.

СОШЕСТВИЕ ИШТАР В ПРЕИСПОДНЮЮ

Жизньисмерть противопоставлены друг другу, новто же время-неразрывно связаны

между собой.

В ассиро-вавилонской мифологии Иштар-богиня плотской любви и производительных

сил всего живого - является родной сестрой повелительницы царства мертвых

Эрешкигаль.

Имя "Иштар" восходит к нарицательному обозначению богини вообще. Вероятно, в ее

образе соединилось представление о многих богинях.

Один из основных мифов об Иштар - история ее сошествия в царство мертвых.

Запись мифа сохранилась лишь фрагментарно, но недостающие части сюжета могут

быть восполнены на основе шумерского мифа о богине Инанне, которая обычно

отождествляется с Иштар.

Нергал, стоящий на поверженном враге. Оттиск печати. IIтысячелетие до н.э.

ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ

23

Иштар (или Инанна) "к стране безысходной (...) свой дух склонила". Для чего ей



понадобилось спускаться в преисподнюю, миф не объясняет, но причины, вероятно,

были достаточно вескими, поскольку богиня осознает опасность своего путешествия

и принимает меры предосторожности-просит богов прийти к ней на помощь, если она

не вернется в течение трех дней.

Спустившись под землю, Иштар громко постучала в ворота преисподней и стала звать

сторожа:


"Сторож, сторож, открой ворота...

Открой ворота, дай мне войти,

Если ты не откроешь ворот, не дашь мне войти,

Разломаю я дверь, замок разобью".

(Перевод В. Шилейко)

Сторож почтительно попросил Иштар подождать снаружи и побежал к своей госпоже

владычице преисподней Эрешкигаль доложить, что у ворот стоит ее сестра.

Эрешкигаль, "словно срубленный дуб лицом пожелтела, какпобитыйтрост-ник,

почернели ее губы". Ее испуг объясняется тем, что Иштар, богиня жизни, вторгаясь

в царство мертвых, могла нарушить всю гармонию Вселенной.

Тем не менее Эрешкигаль приказала сторожу впустить гостью и поступить с ней

"согласно древним законам".

Сторожраспахнул ворота перед Иштар:

"Входи, госпожа! Ликует Кугу! Дворец преисподней о тебе веселится!"

Но чтобы попасть к Эрешкигаль, Иштар пришлось пройти не через одни ворота, а

через целых семь, и у каждых ворот привратник просил ее отдать что-нибудь из ее

украшений или одежд, потому что в царстве мертвых "такие законы".


ч. 1 ч. 2 ... ч. 30 ч. 31