Открытый контент. Методология преумножения общественного достояния

ч. 1


Куликова И.В.

Открытый контент. Методология преумножения общественного достояния в обществе знания


Открытый контент. Состояние дел.
Влияние информационных технологий и Интернета на формы и содержание общественной жизни до недавнего времени освещались в основном с точки зрения их технических и коммерческо-правовых аспектов1. Данное состояние дел отражает интересы международной технократической и финансовой элиты. Между тем сообщество пользователей глобальной сети Интернет, являясь открытой самоорганизующейся системой, создало новые способы и методы объединения интеллектуальных ресурсов для решения насущных задач в фундаментальных и прикладных исследованиях, в образовании и культуре, а также в сфере управления общественными отношениями, начав решение задачи построения общества знания и «сетевой солидарности» на основе информационно-компьютерных технологий (ИКТ).

Мы приводим результаты системного анализа явления «открытый контент» и предлагаем программу внедрения методологии «открытого контента» во всех сферах общественного производства и управления, в том числе для создания и организационно-информационной поддержки Сетевых Клубов стратегической элиты любого уровня (от местного самоуправления до глобального сообщества).

Метод открытого контента – возникшее и оформившееся в отдельный институт движение за коллективное создание и распространение интеллектуальных продуктов (знаний, информации, идей). Движение существует в виртуальной среде в виде открытых проектов: электронных энциклопедий и библиотек, веб-журналов, открытых книг и открытых научных публикаций, сетевой литературы, банков идей, дискуссионных форумов и форумов личного опыта, открытых образовательных сред. Участники проектов создают оцифрованные интеллектуальные продукты, опираясь на представление об информации и знаниях как общественном достоянии.

Открытый контент (Open Content) – методология генерации и распространения информации и знаний как общественного достояния в открытой среде Интернет и одновременно форма социальной организации в обществе знания. Термин «oткрытый контент» был изобретен в конце 1970-х годов в связи с распространением методологии открытого программного кода на цифровые продукты через специальные общественные лицензии (Open Public Licenses), разрешающие использование продуктов на определенных условиях (в противовес запретительной парадигме классического авторского права).

Открытый контент представляет собой: 1) методологию (в технологической и социо-технической ее части) производства продуктов интеллектуального творчества и кооперации индивидов на основе внеэкономических ценностей; 2) собственно продукты, созданные на основе указанной методологии (статьи, образы, аудио–файлы, видео, книги, обучающие пособия), публикующиеся в открытом доступе и в формате, который однозначно разрешает копирование и/или дальнейшую модификацию и распространение информации; 3) культуру (ценности, цели и нормы кооперации и самоорганизации), объединяющую участников проектов, задействующих (1) и (2). Наиболее масштабные и эффективные проекты, созданные на основе методологии открытого контента перечислены в Приложении 1.
«Открытый контент» используется в следующих областях общественного производства:

a) производство интеллектуальноемких продуктов;

b) программы сохранения культурного кода (электронные архивы, библиотеки, медиатеки, виртуальные музеи и энциклопедии);

c) образование (создание открытых обучающих курсов, проекты создания обучающих сред);

d) личные и общественные (организационные) дискуссионные форумы по значимым проблемам современности;

e) инициативная сетевая деятельность активных членов общества (сетевые журналы, конференции);

f) сетевая литература (распространение авторских произведений на основе Open Public Licenses).

Характерные черты методологии открытого контента.

Особенностями методологии открытого контента являются стратегический характер движения, инновационность, технологичность, эффективность, социальная значимость.



Стратегический характер методологии открытого контента обусловлен фактом опоры данного движения не на ценности тактического характера (выгода, взаимная полезность, максимизация прибыли), а на ценность знания как стратегического инструмента воссоздания и преумножения как общественных благ (образованность –главная производительная сила постиндустриального общества), так и генетического потенциала человечества (интеллект создается за счет приобретения знания, и передается следующим поколениям), поддерживает приоритеты сохранения и эволюции человеческого рода вне конфессиональной или классовой принадлежности (свобода, творчество, самовыражение, забота, развитие, социальная связность, духовное самосовершенствование, участие в сохранении и воспроизводстве культуры). Вместе с тем, являясь продуктом интеллектуальных усилий творческой и технической интеллигенции, движение «открытый контент» есть и средство ее объединения как в конкретной стране, так и в глобальном масштабе (при условии преодоления языкового барьера).
Инновационность методологии открытого контента обусловлена возможностью кумуляции знаний участников проектов и процессуальным характером получения знания: в ходе информационного обмена и сотрудничества происходит взаимное обогащение, организация и развитие соавторов и потребителей интеллектуального продукта, в том числе и за счет рефлексивного характера процесса выработки наилучшего решения решаемой задачи.
Технологичность методологии открытого контента определяется использованием современных ИКТ, в том числе и средств управления проектами для создания эффективных схем коллективного производства интеллектуально-емкого продукта. Современные средства ИКТ служат для подобных проектов подложкой, обеспечивающей модель свободного и равного участия, качество, прозрачность, эффективную коммуникацию, разделяемые электронные архивы.

Сетевая среда открытого контента отличается от традиционных бизнес-сред по следующим факторам:



  • Виртуальность, то есть производство нематериальных ценностей с применением сетевых технологий обработки и хранения, создания и распространения информации;

  • Низкий барьер входа по инвестициям в материальные активы, и высокий – по компетенциям участников (что и обеспечивает качество продукта);

  • Распределенность, благодаря которой ценность продукта и общая эффективность процесса производства напрямую зависят от числа пользователей, образующих сообщество творческих личностей.


Эффективность методологии открытого контента достигается за счет свободного участия в проектах неограниченного числа компетентных участников и поддержания равенства их возможностей. Данный эффект известен из теории принятия решений, когда нахождение наилучшего решения гарантировано, если имеется полное множество гипотез и все гипотезы изначально равноправны.

В силу данного обстоятельства методология открытого контента – эффективный инструмент развития гражданского общества, так как может применяться для выработки рациональных и этичных решений методом общественного дискурса, повышая эффективность разработки процедур и взвешенность результатов.


Социальная значимость методологии открытого контента объясняется ее опорой на ценности кооперации, сотворчества, свободного партнерства, что способствует возрождению сферы производства «общественного достояния», или «общественных благ» (commons) и сохранению «сообществ» (communities) [9]2.

Количественный рост приверженцев открытого контента и проектов в разных областях общественного производства, а также энтузиазм участников проектных сообществ, отражают стремление людей в разных странах к реализации социальной энергии, не находящей применения в рамках традиционных иерархических структур и официальных институтов.



Принципы и ценности, лежащие в основе движения открытого контента

Движение открытого контента опирается на принципы и ценности, свойственные постэкономическому мышлению, юридическое право (CopyLeft).

Основные принципы движения формулируются следующим образом [6, 8, 9, 10]:


  1. Знания, информация, произведения искусства и научные результаты являются общественным благом;

  2. Свободный доступ к информации и обмен знаниями является необходимым условием развития общества, эволюции человека, становления глобального субъекта Земли;

  3. Общественно полезный результат деятельности имеет большую значимость, чем частные коммерческие выгоды;

  4. Коллективное авторство и коллективная ответственность - основа справедливого обмена ценностями;

  5. Прозрачность методов, правил организации и используемых технологий – условие эффективности совместной деятельности;

  6. Партнерство равных, отсутствие иерархических структур, открытое и свободное членство в сообществах – условие коллективной синергии и результативности работы команды.


Методология открытого контента в образовании и науке: настоящее и будущее
По мере перехода к обществу знания повышается планка требований к рефлексивности и креативности социального актора, действующего на основе внутренней мотивации. Последнее является причиной появления модели образования, в которой педагог становится проводником к личной субъективности обучающегося, обеспечивает не передачу сведений, а создает условия для самосовершенствования и самопостроения личности за счет приобретаемых знаний. Это путь к субъектности человека, призванного находить адекватные ответы на вызовы быстро меняющейся экономической, социо-культурной и политической среды, ответственно созидать социальный мир.

В ведущих университетах мира (MIT, Rice University of Houston), а недавно и в некоторых университетах России средством воплощения данной модели является методология открытого контента, используемая для проектирования и размещения в Интернет-среде открытых обучающих курсов [12]. Под открытостью понимается: доступность, в том числе и для дистанционного обучения, оцифрованного содержания учебного материала (лекции, планы и программы семинарских занятий, лабораторных работ); возможность индивидуализации траектории обучения; диалогичность; баланс объективности в подаче материала и субъективности в способах его усвоения.

В будущем, по мере накопления критической массы открытых обучающих курсов и свободного обмена педагогической информацией и методиками обучения будет создана образовательная информационная инфраструктура, обеспечивающая каждому студенту индивидуальную обучающую среду [8]. Подобная среда будет масштабируемой в смысле глубины изучения материала, будет предоставлять знания в форме познавательно-деятельностных и исследовательских проектов (командные проекты, игры и симуляторы, мультимедиа, моделирование, дискуссии), учитывающих эволюционный, нелинейный и контекстуальный характер обучения. В учебном процессе будут моделироваться особенности современных социальных отношений (динамизм, множественность точек зрения, множество идентичностей) и сетевидных социальных структур, опирающихся на информационные технологии. Грань между образовательными ресурсами и исследовательскими проектами будет стираться, и процесс обучения соединится с научной и проектной деятельностью.
Ценность методологии открытого контента для построения общества знания
Ценность методологии открытого контента состоит в том, что она:


  • снимает организационные, социальные и правовые барьеры для развития общественной кооперации в информационном обществе;

  • задействует скрытые ресурсы социальной энергии и творчества людей;

  • реализует открытую, самоорганизующуюся модель социальной системы;

  • задействует мотивации, совпадающие с вектором саморазвития и самостановления человека;

  • осуществляет эффективное производство и распределение общественных благ;

  • реализует присущую открытым системам гибкую, изменчивую, многовариантную, экологичную, масштабируемую среду взаимодействия;

  • обеспечивает безусловно свободный доступ к общественно значимой информации и знаниям;

  • реализует модель партнерства на основе сообществ одноранговых сетевых структур;

  • поставляет формы для генерации знания, и обеспечивает сохранность и воспроизводство содержания знания;

  • поддерживает социальную связность общества и множественность идентичностей индивида.



Перспективное применение методологии открытого контента


Движущие силы и социо-технический характер методологии открытого контента открывают новые возможности для повышения эффективности в области общественного производства по следующим направлениям:

1) Повышение рефлексивности социальных акторов в ходе общественного дискурса, выстраивание стратегических ориентиров развития территорий различного уровня (от местного самоуправления до глобального диалога), профилактики идеологического террора, для экспертизы ситуаций.

2) В развитии открытого образования, – путем создания интеллектуальных продуктов на основе кадровых и материальных ресурсов научных сообществ.

3) Объединение в виртуальные структуры интеллектуального потенциала региональных и отраслевых инновационных и образовательных центров, отдельных ученых, талантливых преподавателей, студентов средствами современной коммуникации в целостное информационное и социальное пространство для придания импульса становлению постиндустриального сектора экономики.

3) В сфере государственного управления и развития гражданского общества – для соединения вертикальных (административных) и горизонтальных (сетевых, локальных) структур, перераспределения управленческих функций между различными уровнями власти (нижние уровни вырабатывают мнение и исполняют принятые решения, осуществляя самоконтроль, верхние этажи власти осуществляют функции зондирования, координации и поддержания процессов), что позволит снять остроту кризиса политического представительства и общественного управления.

4) Для сохранения культурной идентичности и восстановления локальных (этнических и национальных) идентичностей, разрушенных идеологией и практикой модернизации, для жизнеподдержания этносов и народов. Средства – общественный дискурс, депозитарии культурного наследия (электронные музей и библиотеки, музыкальные и видео-архивы), интеллектуальные технологии жизнеобеспечения (рейтинги лекарственных средств, технологии рефлексивного самоанализа и построения индивидуальной жизненной траектории, диалоговые средства диагностики типического в психосоматической медицине и т.д.).

5) Для создания виртуального «Дома знаний» с целью развития фундаментальных наук (наука о Земле, о человеке, о космосе) и решения цивилизационных задач, в том числе за счет создания глобальных средств описания и сквозного рубрицирования научной информации по всем предметным отраслям и построения глобальной информационной общественной инфраструктуры. Направление – преодоление аналитического подхода в науке, целостное описание объектов, феноменов и процессов Вселенной, включая процесс эволюции живого.

Рекомендации

Учитывая необходимость интенсивной модернизации России и включения ее элиты (в особенности, молодежной) в движение за гуманистический глобализм [2] через развитие знаниевого сектора следует обратить внимание на методологию открытого контента. В частности, правительству РФ можно рекомендовать:




    1. Создать независимый комитет для исследования феномена открытого контента и создания программы активного внедрения методов открытого образования в ведущих университетах страны.

    2. Обеспечить институциональную поддержку усилий организаторов проектов открытого контента, выявлять и пропагандировать общественную значимость проектов, осуществляемых таким способом.

    3. Рассмотреть возможность внедрения принципов открытого контента в практику деятельности органов местного самоуправления, крупных некоммерческих и научных организаций, в том числе через специальные гранты и тендеры.

    4. Способствовать развитию сегментов локальной и глобальной информационной общественной инфраструктуры с целями эффективного ответа на кризисы в сферах здравоохранения, образования, экономики, охраны окружающей среды путем разработки программных приложений для занятых в данных отраслях.

    5. Разработать национальные программы поддержки развития и координации проектов открытого контента в сфере науки, образования и культуры посредством следующих мер:

  1. разработать и начать внедрять институциональные меры, направленные на поддержание проектов создания открытого образовательного контента и перехода образовательных учреждений на использование некоммерческого открытого образовательного контента в сети Интернет;

  2. разработать все возможные юридические меры по защите свободного использования он-лайнового контента в целях образования и обучения;

  3. разработать процедуры создания и управления свободными, открытыми публичными сетями репозитариев образовательного контента на основе существующих базовых механизмов;



    1. Способствовать внедрению проектов открытого контента в среде людей с ограниченными возможностями (прежде всего детей и подростков).

    2. Способствовать организации профессиональных научных сообществ и развитию открытых дискуссий в них по актуальным вопросам теоретического и прикладного знания путем выделения финансирования на создание и поддержку соответствующих ресурсов.

На глобальном уровне, с целью создания второго контура управления, актуальны пилотные проекты, опирающиеся на методологию открытого контента и предназначенные для объединения гуманистически настроенных и обладающих высоким совещательным статусом интеллектуалов для проведения ассамблей «За будущее человечества». Подобные ассамблеи имели бы ограниченный срок работы и постоянный приток новых участников, готовых работать в качестве консультантов по вопросам управляемого будущего человечества. Задачами подобных ассамблей являются: 1) определение первоочередных потребностей регионов в различных срезах; 2) выявление готовности заинтересованных кругов обсуждать задачи и средства их решения; 3) концептуальная и справочная деятельность. Сверх-задача подобных проектов: обучить методам демократического участия и разделения властных полномочий в любых сферах социальной активности, требующих неотложного и повышенного внимания компетентных и ответственных людей.

Литература


  1. Иноземцев В. Расколотая цивилизация. М.: Аcademia – Наука, 1999. - 703 с.

  2. Куликова И.В. Социо-культурный аспект глобализации и роль России в новом тысячелетии. //Философия, наука и культура. Выпуск 2. – М., МГУ. – 2004

  3. Куликова И.В. Общество знания: открытый контент – идеология и методология генерации, распространения и потребления знания, инструмент повышения социальной связности в демократическом обществе IV-ый Международный философский конгресс. Тезисы. Т.2. – М., МГУ им. М.В.Ломоносова

  4. Окинавская хартия глобального информационного общества // Информационное общество. – 2000. – № 4. – С. 53–57.

  5. Тоффлер Э. Шок будущего. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

  6. Кулик А.Н. E-democracy и электронная демократия: западная концепция в российском контексте. "Проблемы становления гражданского общества в России". «Материалы научного семинара». Вып. №4. М., 2003. С. 91-116

  7. Cedergren Mg. Open content and value creation //First Monday, 8, 8 2003. http://firstmonday.org/issues/issue8_8/cedergren/index.html

  8. Downes St. Design and Reusability of Learning Objects in an Academic Context: A New Economy of Education? USDLA Journal, 2003.

  9. Keats D. W. Collaborative development of OC: A process model to unlock the potential for African universities //First Monday, volume 8, 2 2003, http://firstmonday.org/issues/issue8_2/keats/index.html

  10. Keats D.W., M. Shuttleworth. Towards a view of knowledge as the common heritage of humanity: mapping an OC strategy //First Monday, volume 8, 2 2003. http://firstmonday.org/issues/issue8_2/keats/index.html

  11. Lehmann Fr. OC developers as a social formation //First Monday, 9, 11 2004, http://firstmonday.org/issues/issue9_11/lehmann/index.html

  12. MIT OpenCource Ware (http://ocv.mit.edu)

  13. Raymond E.S. The Cathedral and the Bazaar //First Monday 3, 3 1998. http://www.firstmonday.dk/issues/issue3_3/raymond/index.html


Приложение 1: Некоторые проекты открытого контента


Berkley Shares (http://www.berkleeshares.com/) Уроки музыки ведущего института современной музыки

BOAIhttp://www.soros.org/openaccess/ru/read.shtml - проекта открытого доступа к научной литературе путем создания открытых архивов и нового поколения альтернативных научных журналов открытого доступа.

Common Content (http://commoncontent.org/). Открытый каталог ресурсов, лицензированных Creative Commons.

Connexions Repository (http://cnx.rice.edu/browse/) Материалы обучающих курсов Rice University, открытые для распространения и использования

DLORN ( - открытый проект построения образовательной инфраструктуры, основанной на - распределенной сети репозиториев обучающих объектов (Distributed Learning Object Repository Network).

Edge Foundation (http://edge.org) - сетевое сообщество ученых, созданное с целью поддержки исследований в области философии, гуманитаристики, естественных наук.

Eldritch Press (http://www.eldritchpress.org/ ) – eBooks

First Monday peer-reviewed journal (www.firstmonday.de) – открытый журнал, посвященный социальным аспектам открытых информационных технологий и общественным исследованиям

FSF/UNESCO (http://fsd.unesco.org/directory/) Free Software Directory – совместный проект Free Software Foundation (FSF) и ЮНЕСКО, собирает и каталогизирует открытое программное обеспечение. 3,567 программных пакетов в разделе Образование

ibiblio (http://www.ibiblio.org/) Общественная цифровая библиотека, одна из самых больших в Интернет.

MIT OpenCourseWare ( http://ocw.mit.edu/ ) проект Массачусетского технологического института, предоставляющий все обучающие материалы и курсы MIT в открытом доступе. Проект должен быть завершен к 2007 году.

Moodle (http://moodle.org ) – система создания и управления обучающими курсами (course management system, CMS), адаптирована к методам конструктивистской педагогики.

O.K.I. (www.okiproject.org/ ) – Проект разработки открытых спецификаций для производства, распространения и совместимости образовательного контента

OFSET (http://www.ofset.org/index.html) - Organization for Free Software in Education and Teaching - Организация за свободное программное обеспечение образования и преподавание в Европе.

Open-education.org (http://www.open-education.org) Портал для разработки обучающих материалов методом открытого контента

Prelinger Archives (http://www.archive.org/movies/prelinger.php). Фильмы.

Project Gutenberg (http://www.gutenberg.net) - Интернет-издательство открытых электронных книг, содержит более 10 тысяч наименований в открытом доступе

SchoolFORGE (www.opencourcesschools.org ) – свободное ПО для школ

The Conservation and Art Materials Encyclopedia Online (CAMEO) (http://www.mfa.org/cameo) - Крупнейшая энциклопедия в области археологии, антропологии, архитектуры и искусства.

Wikipedia (http://www.wikipedia.com). Самая большая электронная энциклопедия «обо всем на свете», разрабатываемая методом открытого контента. Содержит более 500 тысяч статей.

Wiktionary ( http://wiktionary.org/). Открытый мультиязычный словарь и тезаурус.

Проект GLOBE (http://globe.fsl.noaa.gov/) - Global Learning and Observations to Benefit the Environment (GLOBE) - сеть объединяет студентов, преподавателей и исследователей, изучающих окружающую среду. Объединяет студентов из 7 тысяч образовательных учреждений 80 стран.

Проект GREEN (http://www.econet.apc.org/green/) (Global Revers Environmental Education Network - Экологическая Образовательная Сеть «Глобальные Реки») - посвящен изучению проблем, связанных с водой. Школьники из различных стран исследуют загрязнение воды, учатся понимать тенденции развития водных бассейнов своей местности.


Об авторе Куликова Ирина Викторовна. МГТУ им. Н.Э.Баумана, доцент кафедры философии, кандидат философских наук.

hippo_2@mail.ru, 305-4746, 8-915-2627445.

1 См., например, документы по подготовке Всемирного Саммита по Информационному обществу. http://www.un.org/russian/conferen/wsis/


2 Ценность общественных благ и общественной жизни (в противовес индивидуализму) – традиционная ценность европейской культуры, активно отстаиваемая сегодня Европейским Сообществом и служащая аргументом в пользу «открытия» цифрового контента для свободного использования как общественного достояния.

ч. 1