Об обеспечении доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей

ч. 1 ч. 2 ч. 3 ч. 4


ВОПРОСНИК

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТУПА К ПРАВОСУДИЮ ПО ВОПРОСАМ,

КАСАЮЩИМСЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ,

ОСОБЕННО В ОТНОШЕНИИ ФИНАНСОВЫХ ИЗДЕРЖЕК И

ИМЕЮЩИХСЯ СРЕДСТВ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ

Грузия

Информация представлена по состоянию на 3 февраля 2011 года

Эксперт: Дзнеладзе Малхаз Александрович, сотрудник по стратегическим вопросам, WWF Caucacus

Целью этого исследования является выявление препятствий, которые имеются в странах ВЕКЦА при обеспечении доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, основываясь на положениях Конвенции о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (далее - Орхусской Конвенции) и подготовка рекомендаций об устранении этих препятствий.

Терминология, используемая в вопроснике, отражает сравнительно-правовой характер исследования и может не совпадать с конкретными терминами, используемыми в национальном законодательстве.

Просим национальных экспертов, заполняющих вопросник, по возможности ссылаться в ответах на нормативные правовые акты, указывая наименование, дату принятия, номер, официальный источник опубликования (если имеется), либо делать ссылку на текст акта в Интернете, а также, где это возможно, указывать на различия положений законодательства и практики правоприменения.

Просим, по возможности, кратко описать практические ситуации, указанные в части (Ж) вопросника, а также учитывать в ответе на вопросы указанные практические ситуации.

Основные понятия и термины, используемые в вопроснике:

законодательство – национальное законодательство страны, на основе которого эксперт представляет информацию в вопроснике;

неправительственная организация (НПО) – ассоциация, организация или группа представителей общественности, способствующая охране окружающей среды с учетом статьи 2, пунктов 4 и 5, и статьи 3, пунктов 4 и 9, Орхусской конвенции;

понятия «общественность», «заинтересованная общественность», «экологическая информация» используются в вопроснике с учетом смысла данных понятий, указанных в статье 2, пункта 3 и 5 Орхусской конвенции.

А. Общая информация о системе управления и законодательстве, относящемся к окружающей среде

Пожалуйста, кратко опишите систему управления в области охраны окружающей среды и законодательство, относящееся к окружающей среде, указав основные законы, кодексы (не более 1-2 страниц). Кратко опишите систему органов, осуществляющих контроль (надзор) за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды, и их полномочия. Опишите роль и полномочия прокуратуры.



Система управления в области охраны окружающей среды

Существующая система управления в области охраны окружающей среды в Грузии ориентирована на: а) охрану окружающей среды (совокупность административных, хозяйственных, технологических, политико-правовых и общественных мероприятий, обеспечивающая сохранение и восстановление существующего в окружающей среде естественного равновесия); и б) государственное управление пользованием природными ресурсами (регулирование, учет, лицензирование, надзор и контроль за пользованием природными ресурсами).


К важнейшим функциям управления в области охраны окружающей среды относятся:


  • обеспечение государством охраны окружающей среды и рационального природопользования, безопасной для здоровья человека окружающей среды в соответствии с экологическими и экономическими интересами общества и с учетом интересов нынешнего и будущих поколений;

  • обеспечение условий устойчивого развития страны и обеспечение оптимального взаимосочетания (гармоничного сочетания) экологических, экономических и социальных интересов общества;

  • охрана и сохранение безвредной (безопасной) для здоровья человека окружающей среды; сохранение биологического разнообразия, характерных для страны редких, эндемических, находящихся под угрозой исчезновения видов флоры и фауны, охрана морской среды и обеспечение экологического равновесия; сохранение и охрана самобытных ландшафтов и экосистем;

  • правовое обеспечение решения общих глобальных и региональных проблем в сфере охраны окружающей среды;

  • правовое обеспечение управления пользованием природными ресурсами с учетом потенциальных возможностей окружающей среды и принципов устойчивого развития;

  • правовое обеспечение защиты окружающей среды от вредного воздействия и сохранности и улучшения качественного состояния окружающей среды.

Характерними особеннстиями существующей системы управления в области охраны окружающей среды являются:




  • отказ от принципа «загрязнитель платит» и соответственно упразднение (с 2005 года) платы за сброс\выброс вредных веществ в водные объекты и атмосферу в пределах установленных лимитов;

  • упразднение (с 2005 года) механизмов разрешении и лицензии, а также платы за пользование некоторыми видами природных ресурсов;

  • постепенное упразднение (2005-2007 гг.) механизма лицензирования (лимитов) на сброс\выброс вредных веществ в водные объекты и атмосферу с действующих предприятии. С 2008 года в этой важной области контроля за загрязнением окружающей среды, в качестве инструмента регулирования, действует общий (стандартный) технический регламент для подсчета предельных значении сбросов\выбросов вредных веществ в водные объекты и атмосферу – подсчет осуществляется самими предприятиями, а результаты предоставляются органам охраны окружающей среды – практический только в целях информирования последних. Предоставленная информация, а также подсчитанная самими органами охраны окружающей среды предельные значении сбросов\выбросов вредных веществ, могут быть использованы для подсчета нанесенного ущерба – в случае превышения предельных значении сбросов\выбросов.

  • упразднение (с 2007 года) механизма лицензирования на водозабор (для питьевой и хозяйственных целей) из водных объектов;

  • установление (с 2007 года) лимитированного национального перечня видов планируемой деятельности, для которых требуется проведение процедуры согласно пункта 1а статьи 6 Орхусской конвенции для решений вопроса о целесообразности разрешения планируемых видов деятельности, перечисленных в приложении 1 конвенции;

  • отсутствие механизмов регулирования и контроля по предотвращению образования бытовых и промышленных отходов;

  • общий либеральный подход (для стимулирования создания более благоприятных условий экономического роста) со стороны государственных органов к вопросам выдачи разрешении на планируемые виды деятельности и контроля загрязнения окружающей среды (вопросы предотвращения загрязнения и соразмерности нормативной нагрузки возлагаемой на промышленность и другие отрасли экономики).



Основные законодательные акты Грузии по вопросам окружающей среды или имеющим к ней отношение (по состоянию на 01.01.2011 г).
Законодательство Грузии в сфере охраны окружающей среды состоит из Конституции Грузии (1995)1, международных договоров и соглашений Грузии и законодательных и подзаконных нормативных актов.
Конституция Грузии устанавливает в качестве основных прав человека - право жить в безвредной для здоровья окружающей среде и пользоваться природной средой. Согласно ст. 37 Конституции «Все имеют право жить в безвредной для здоровья окружающей среде, пользоваться природной и культурной средой. Все обязаны оберегать природную и культурную среду; В целях создания безопасной для здоровья человека среды, в соответствии с экологическими и экономическими интересами общества, в интересах нынешнего и будущих поколений государство обеспечивает охрану окружающей среды и рациональное природопользование; Человек имеет право на получение полной, объективной и своевременной информации о состоянии среды его обитания и условий труда».
Ниже см. перечень основных законодательных актов по вопросам окружающей среды или имеющим к ней отношение:
(1994) Закон «О защите почвы»2

(1994) Закон «О защите растений от вредных организмов»3

(1995) Закон «О транзите и импорте отходов на территорию Грузии»4

(1996) Закон «О системе охраняемых территорий»5

(1996) Закон «О недрах»6

(1996) Закон «Об охране окружающей среды»7

(1996) Закон «О животном мире»8

(1997) Морской кодекс Грузии9

(1997) Закон «О воде»10

(1997) Закон «О здравоохранении»11

(1998) Закон «О зонах санитарной охраны курортов и курортных местностей»12

(1998) Закон «О ядерной и радиационной безопасности»13

(1998) Закон «О пестицидах и агрохимикатах»14

(1998) Закон «О морском пространстве Грузии»15

(1999) Закон «О нефти и газе»16

(1999) Закон «Об охране атмосферного воздуха»17

(1999) Лесной кодекс18

(1999) Закон «О компенсации за ущерб, вызванный опасными веществами»19

(2000) Закон «О регулировании и инженерной защите берегов моря, водоемов и рек Грузии»20

(2000) Закон «Об особой охране зеленых насаждений и государственного лесного фонда, находящихся в границах города Тбилиси и на примыкающих к нему территориях»21

(2003) Закон «О консервации почв, восстановлении и улучшении их плодородия»22

(2003) Закон «О «Красном списке» и «Красной книге» Грузии»23

(2004) Закон «О сборах за пользование природными ресурсами»24

(2005) Закон «Об основах пространственного устройства и градостроительства»25

(2005) Закон «О лицензиях и разрешениях»26

(2007) Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»27

(2007) Закон «Об общественном здоровье»28 \\ с введением данного закона был отменен Санитарный Кодекс от 8 мая 2003 г. №2271-IIс.

(2007) Закон «О разрешении на воздействие на окружающую среду»29 \\ с введением данного закона был отменен Закон «О природоохранном разрешении» от 15 октября 1996 г. №424-Iс.

(2007) Закон «Об экологической экспертизе»30 \\ с введением данного закона был отменен Закон «О государственной экологической экспертизе» от 15 октября 1996 г. №426-Iс.

(2010) Закон «О контроле технических угроз»31 \\ с введением данного закона были отменены Законы «О безопасности опасных производственных объектов» от 10 декабря 1997 г. №1143 -Iс и «Об опасных химических веществах» от 12 июня 1998 г. №1420-IIс.

(2010) Закон «Об инспекции охраны окружающей среды»32 \\ с введением данного закона был отменен Закон «О службе охраны окружающей среды» от 28 декабря 2007 г. №5675-рс, с введением которого, в свою очередь, был отменен Закон «О государственном контроле за охраной окружающей среды» от 23 июня 2005 г. №1767-рс.

(2010) Закон «О юридическом лице публичного права - Лесном агентстве»33


Важным звеном в системе законодательства по вопросам окружающей среды является т.н. «рамочный» закон – Закон «Об охране окружающей среды» (1996), который юридический закрепляет ряд ключевых понятии34, а также следующие основные принципы охраны окружающей среды:

а) принцип снижения риска – субъект деятельности при планировании и осуществлении своей деятельности обязан принимать соответствующие меры во избежание или для снижения риска вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека;

б) принцип устойчивости – использование окружающей среды и природных ресурсов, не создающее опасности развитию общества и обеспечивающее охрану окружающей среды и природных ресурсов от необратимых количественных и качественных изменений;

в) принцип приоритетности – деяние, которое может вызвать отрицательное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, может быть заменено другим, менее рискованным, хотя и более дорогостоящим деянием. Приоритет присваивается последнему, если его стоимость не превышает расходов по возмещению ущерба от результатов экологического вреда, причиненного менее дорогостоящим мероприятием;

г) принцип платного природопользования – для субъекта деятельности пользование земельными, водными, лесными ресурсами, флорой и фауной, природными ресурсами недр и ископаемыми является платным;

д) принцип загрязнитель платит – обязанность возмещать причиненный окружающей среде ущерб;

е) принцип сохранения биологического разнообразия – деятельность не должна вызывать необратимой деградации биоразнообразия;

ж) принцип минимизации отходов – при осуществлении деятельности преимущество отдается технологии, обеспечивающей минимизацию отходов;

з) принцип рециклирования – при осуществлении деятельности преимущество отдается веществам, материалам и химическим соединениям, которые могут быть использованы вторично или переработаны, биологически деградируют или разрушаются без вреда для окружающей среды;

и) принцип реституции – окружающая среда, деградировавшая в результате осуществления деятельности, должна быть восстановлена в виде, максимально приближенном к первоначальному состоянию (restitucion in integrum);

к) принцип оценки воздействия на окружающую среду – субъект деятельности при проектировании или планировании своей деятельности обязан учитывать и оценивать возможное воздействие этой деятельности на окружающую среду в порядке, установленном законом;

л) принцип участия общественности в процессе принятия решения – обеспечение участия общественности в принятии важных решений, связанных с осуществлением деятельности;



м) принцип доступности информации – информация о состоянии окружающей среды открыта и доступна для общества.
На протяжении десятилетия (1996-2006) Закон «Об охране окружающей среды» сыграл существенную роль в развитии природоохранного законодательства и смежных областей права.
Общая структура законодательства Грузии по охране окружающей среды в целом рациональна, хотя существует проблема коллизии между правовыми нормами, а также чрезмерной ориентации законодательства на отдельные компоненты окружающей среды. Многие законодательные акты, как правило, конкретно определяют собственный режим осуществления (имплементации) и сферу регулирования, который вносит различия в существующую практику, что затрудняет применение интегрированного (комплексного) подхода к защите и рациональному использованию окружающей среды.
Система органов, осуществляющих контроль (надзор) за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды, и их полномочия
С 2004 года правительство Грузии начало осуществление реформы системы управления в области охраны окружающей среды, а также системы разрешений и лицензий в целом и законодательства по вопросам окружающей среды. Изменения были призваны рационализировать нормативную базу, сделав ее более действенной и, в то же время, более либеральной и благоприятной для инвестиций.
Полномочия центральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор) за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды установлены Законом «О структуре, полномочиях и порядке деятельности Правительства Грузии» (2004)35. На основе данного закона (пункт 3, ст.35) в феврале 2004 года, путем реорганизации существующего Министерства окружающей среды и охраны природных ресурсов, было создано Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов (далее – МООСПР) и в сферу его управления были переданы функции, самостоятельно действовавших ранее в системе центральной исполнительной власти, государственных департаментов: а) лесного хозяйства; б) охраняемых территорий, заповедников и охотничьих хозяйств; в) геологии; г) гидрометеорологии; позднее д) геодезии и картографии; е) а также некоторые полномочия государственного департамента земельного управления, связанные главным образом с осуществлением контроля по охране земель.
Общий спектр полномочии МООСПР включает проведение государственной политики в сфере охраны окружающей среды и рационального, устойчивого и комплексного использования природных ресурсов; осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды; организацию системы ядерной и радиационной безопасности; организацию метеорологической службы; организацию мониторинга окружающей среды (системы наблюдения за состоянием среды); а также иные функции, установленные законодательством.
В 2005 году в сферу управления МООСПР были переданы функции36 научно-производственного центра – «Грузберегозащита» (находящегося в системе Министерства урбанизации и строительства до расформирования последнего), которая занималась исследованиями, управлением процессами берегоформирования и осуществлением практических мероприятии по инженерной защите берегов моря и рек.
В системе МООСПР в 2005 году был создан новый специализированный орган по контролю – инспекция охраны окружающей среды (далее – ИООС). В рамках компетенции установленных Законом «Об инспекции охраны окружающей среды», ИООС правомочна:
а) обеспечивать осуществление государственного контроля (применение соответствующих правовых механизмов, которые включают осуществление мероприятий, содействующих выполнению требований законодательства, (превентивных) мероприятий по предупреждению нарушения требований законодательства, мониторинг выполнения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, инспектирование и проведение соответствующих мероприятий по реагированию на нарушения) за охраной окружающей среды;

б) в процессе инспектирования беспрепятственно осуществлять осмотр/изучение объектов регулирования (физические и юридические лица или иные организационные образования, в том числе – владельцы лицензий/разрешений в сфере охраны окружающей среды, органы государственной власти и местного самоуправления, на которые распространяются требования законодательства в сфере охраны окружающей среды, а также природоохранные требования, предусмотренные международными договорами), в этих целях от объектов регулирования в порядке, установленном законодательством, письменно или в устной форме требовать и беспрепятственно получать безвозмездно (в том числе - с ознакомлением на месте) объяснения, устную и письменную информацию, иную необходимую документацию и материалы, которые касаются их пройденной и текущей деятельности в сфере охраны окружающей среды, а также в случае наличия результаты лабораторного анализа;

в) при осуществлении государственного контроля за охраной окружающей среды представлять административное предписание объектам регулирования и требовать проведения обязательных природоохранных мероприятий для устранения нарушения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды (в том числе – при аварийных ситуациях разработка плана-графика мероприятий по ликвидации аварийных ситуаций и реабилитации и представление в МООСПР для согласования), а также устанавливать контроль за его выполнением;

г) в случае необходимости в любое время беспрепятственно брать лабораторные пробы и проводить измерения на территориях, прилегающих к объектам регулирования, что может стать законным основанием для проведения инспектирования объектов регулирования в порядке, установленном законодательством;

д) в процессе природоохранной проверки беспрепятственно входить на территорию объектов регулирования для взятия лабораторных проб и проведения измерений, применять специальные средства связи, фото-, видеоаппаратуру, оборудование для взятия проб и проведения измерений;

е) в случае необходимости для принятия участия в инспектировании, в том числе – в целях изучения деятельности объектов регулирования, разработки соответствующих рекомендаций и заключений, взятия лабораторных проб, проведения измерений и лабораторных анализов приглашать специалистов юридического лица публичного права – Национального агентства окружающей среды, входящего в систему МООСПР, или независимых экспертов;

ж) в порядке, установленном законодательством, осуществлять изъятие незаконно добытых природных ресурсов, а также орудий и средств совершения правонарушений;

з) в случае, когда деятельность объекта (предприятия) регулирования в сфере охраны окружающей среды осуществляется незаконно, или (и) в результате этой деятельности может создаться серьезная и непосредственная угроза государственной безопасности, жизни или здоровью человека или (и) доказательствам, временно приостанавливать деятельность объекта регулирования (предприятия) в этой части (в случае необходимости опечатывать объект, установку, агрегат, устройство) и с соответствующим ходатайством незамедлительно обращаться в суд в соответствии с законодательством. При представлении ходатайства ИООС должна обосновать неотложную необходимость приостановления деятельности объекта регулирования (предприятия). Если приостановление деятельности объекта регулирования (предприятия) невозможно или оно причиняет значительный вред объекту регулирования (предприятию), Инспекция правомочна после выявления этого основания в течение 24 часов с соответствующим ходатайством обратиться в суд в порядке, установленном законодательством.

и) при исполнении служебных обязанностей, в пределах своих полномочий, в порядке, установленном законодательством, применять физическое принуждение, специальные средства и служебно-штатное огнестрельное оружие;

к) в случае необходимости обращаться к полиции за помощью в розыске и установлении лица, совершившего административное правонарушение, и природных ресурсов, утраченных в результате противоправных деяний, совершенных в сфере охраны окружающей среды;

л) в порядке, установленном законодательством, определять (исчислять) вред, причиненный окружающей среде, и налагать возмещение вреда на объекты регулирования или (и) в случае, установленном законодательством, подавать соответствующий иск в суд;

м) при пользовании природными ресурсами, их транспортировке в целях установления соответствия природных ресурсов документам, удостоверяющим их происхождение или законность, осмотра добытых природных ресурсов и примененных орудий и средств, а также в целях выявления незаконно добытых природных ресурсов в любое время суток беспрепятственно осуществлять осмотр/изучение в местах добычи природных ресурсов или в местах первичной переработки, а также при наличии данных о совершении других правонарушений, отнесенных к ее компетенции, в целях контроля исполнения требований законодательства останавливать лицо, соответствующее транспортное средство, в том числе – плавучее транспортное средство, в порядке, установленном законодательством, требовать документы, удостоверяющие личность гражданина, сопроводительные документы, установленные законодательством для транспортных средств и природных ресурсов, визуально осматривать транспортные средства, в том числе – находящиеся в них вещи и предметы. В случае неповиновения лица и соответствующего транспортного средства уполномоченный служащий Инспекции вправе в порядке, установленном законодательством, применять принудительные меры;

н) осуществлять предусмотренные законодательством иные полномочия.

В 2007 году МООСПР были переданы полномочия по обеспечению выявления уголовных преступлений, совершенных в сфере охраны окружающей среды и природопользования, и проведению соответствующих мер реагирования. С этой целю, в том же 2007 году в системе МООСПР было образовано государственное подведомственное учреждение – следственный департамент МООСПР (далее – СД-МООСПР), который осуществляет борьбу с преступлениями предусмотренными (Раздел десятый. Преступления против правил охраны окружающей среды и пользования природными ресурсами \ ст.287-306) Уголовным кодексом (1999)37.


СД-МООСПР осуществляет борьбу с преступлениями, направленными против охраны окружающей среды и порядка пользования природными ресурсами в соответствии с Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (1999)38, Уголовно-процессуальным кодексом (2009)39 и другими законодательными и подзаконными нормативными актами. В этой связи, следует отметить, что согласно ст.34 (Статья 34. Следственные органы) Уголовно-процессуального Кодекса расследование уголовных дел производят следователи следственных подразделений Министерства юстиции Грузии, Министерства внутренних дел Грузии, Министерства обороны Грузии, МООСПР, Министерства по вопросам исполнения наказаний, пробации и юридической помощи Грузии и Министерства финансов Грузии; Независимо от ведомственной принадлежности все следователи обладают равными правами и обязанностями, и все следственные действия, проводимые ими в порядке, установленном Уголовно-процессуальным Кодексом, имеют равную юридическую силу. Согласно ст.35-36 (Статья 35. Подследственность; Статья 36. Территориальная подследственность) Уголовно-процессуального Кодекса подследственность и территориальную подследственность определяет Министр юстиции Грузии40.
Другим центральным исполнительным органом непосредственно связанным с регулированием в сфере охраны окружающей среды и природопользования является Министерство экономики и устойчивого развития (далее – МЭУР).
С первой половины 2008 года решением Правительства Грузии полномочия по выдаче лицензии на добычу полезных ископаемых, на лесозаготовку, на охотничье хозяйство, на рыболовство и на пользование несколькими другими видами природных ресурсов были переданы с МООСПР в сферу управления МЭУР. При этом, полномочия по подготовке информации по лицензионным объектам (расположение, технико-экономические данные, виды и объемы/квоты ресурсов, специальные требования по пользованию и др.) и контролю над выполнением лицензионных условии остались за МООСПР (непосредственный контроль осуществляет ИООС), который в случае серьезных нарушении может дать рекомендацию МЭУР об отмене или приостановлении соответствующей лицензии.
МЭУР осуществляет выдачу лицензии на пользование природными ресурсами (лицензия на пользованиевид лицензии, предоставляющий лицам право пользования государственными ресурсами, определенными Законом «О лицензиях и разрешениях». Лицензия на пользование выдается в порядке аукциона и привязана к объекту. Владелец лицензии правомочен разделить лицензию на пользование или (и) передать лицензию полностью либо ее часть другому лицу, в том числе по наследству) в соответствии с требованиями41 Закона «О лицензиях и разрешениях». При выдаче лицензии применятся принцип «одного окна» – порядок административного производства, когда сам орган, выдающий лицензию или разрешение, обеспечивает подтверждение дополнительных лицензионных и разрешительных условий другим административным органом. Подтверждение дополнительных лицензионных и разрешительных условий должно быть связано с административным производством по выдаче лицензии или разрешения. Установление фактических обстоятельств, подтверждающих данные условия, должно служить непосредственно целям получения лицензии или разрешения.
Выдача лицензии на добычу природных ресурсов нефти и газа осуществляется Национальным агентством нефти и газа (далее – НАНГ). НАНГ является государственным подведомственным учреждением в системе Министерства энергетики. Деятельность НАНГ полностью регламентируется Законом Грузии «О нефти и газе», в соответсвии с которым вопросы выдачи лицензии на добычу и соответствующий контроль над выполнением лицензионных условии являются компетенцией НАНГ. В данной сфере применение принципа «одного окна» происходит в рамках структуры НАНГ – без существенного взаимодействия с другими ведомствами.
В сфере охраны окружающей среды к компетенции Министерства здравоохранения Грузии относятся проведение политики по обеспечению соблюдения санитарно-гигиенических норм и санитарно-эпидемиологических правил, иные функции, установленные Законами «О здравоохранении» и «Об общественном здоровье» и законодательством Грузии.
Компетенции административно-территориальных единиц42 – муниципалитетов и городов, а также автономных республик в сфере охраны окружающей среды определяются Конституцией Грузии, Органическим законом «О местном самоуправлении» (2006)43, Законом «О столице Грузии – Тбилиси» (1998)44, Конституционным Законом «О статусе Аджарской Автономной Республики» (2004)45 и другими законодательными актами.
В соответствии ст.16 Органического закона «О местном самоуправлении» эксклюзивными полномочиями самоуправляющейся единицы в сфере охраны окружающей среды или имеющим к ней отношение являются: планирование землепользования, деление территории самоуправляющейся единицы на зоны (зоны озеленения, отдыха, промышленную, торговую и другие специальные зоны), установление и изменение их границ; управление лесными и водными ресурсами местного значения; осуществление работ по водоснабжению, водосточному хозяйству, канализации, сбору и утилизации бытовых отходов или организация муниципальных закупок на их осуществление; пространственно-территориальное устройство самоуправляющейся единицы.

Конституционный Закон «О статусе Аджарской Автономной Республики» закрепляет (ст.7) право по исключительному ведению Аджарской Автономной Республикой следующих вопросов: урбанистическое развитие местного значения; санитария; охотничье дело и управление лесным хозяйством.




Роль и полномочия прокуратуры
Роль и полномочия прокуратуры определяются Законом «О прокуратуре» (2008)46, Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и Уголовно-процессуальным кодексом.
С принятием в 2008 году Закона «О прокуратуре» система прокуратуры была полностью реорганизована. В настоящее времия прокуратура Грузии является государственным подведомственным учреждением, входящим в систему Министерства юстиции.

Систему прокуратуры составляют: Главная прокуратура Грузии (Главную прокуратуру возглавляет главный прокурор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Грузии по представлению министра юстиции), окружные прокуратуры, районные прокуратуры. Структуру и штатные единицы органов прокуратуры утверждает министр юстиции Грузии.


Министр юстиции: а) в пределах своей компетенции создает и упраздняет органы прокуратуры, определяет их территорию действий и устанавливает компетенцию структурных единиц; по представлению главного прокурора назначает на должность и освобождает от должности прокуроров; в установленном законом порядке осуществляет уголовное преследование высших должностных лиц; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Принципами деятельности прокуратуры являются: а) законность; б) охрана и уважение прав и свобод физических лиц, прав юридических лиц; в) профессионализм и компетентность; г) объективность и беспристрастность; д) единство и централизация, подчиненность всех нижестоящих прокуроров и других работников прокуратуры министру юстиции Грузии; е) политический нейтралитет.

Прокуратура в установленном законом порядке:

а) осуществляет уголовное преследование;

б) в целях обеспечения уголовного преследования осуществляет процессуальное руководство в стадии расследования;

в) в предусмотренных законом случаях проводит расследование в полном объеме;

г) осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением закона при ведении оперативно-розыскной деятельности;

д) проверяет факты нарушения прав лиц, лишенных свободы, и осуществляет процессуальные обязанности в местах задержания, предварительного заключения, ограничения или лишения свободы и в других учреждениях, исполняющих наказания либо назначаемые судом иные меры принудительного характера;

е) при рассмотрении уголовного дела суд выступает в качестве стороны и поддерживает государственное обвинение;

ж) координирует борьбу против преступности;

з) определенных законодательством в случаях от имени государства в качестве истца участвует в делах, подлежащих рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства;

и) осуществляет оперативно-розыскную деятельность в порядке, установленном законодательством.
Прокуратура осуществляет уголовное преследование в порядке и пределах, установленных уголовно-процессуальным законодательством. В целях обеспечения уголовного преследования Прокуратура осуществляет процессуальное руководство на стадии следствия.
Прокуратура проводит в полном объеме следствие и может осуществлять оперативно-розыскную деятельность по раскрытию преступлений и других противозаконных деяний в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, и порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.
Прокурор в целях обеспечения точного и единообразного выполнения требований законодательства об оперативно-розыскной деятельности при ведении деятельности оперативно-розыскных органов производит надзор за оперативно-розыскными мероприятиями оперативно-розыскных органов и законностью решений, принимаемых в процессе осуществления данной деятельности.
Законность и обоснованность издаваемых судьей приказов о проведении, продолжении и прекращении оперативно-розыскных мероприятий не является предметом прокурорского надзора.

Прокурор в суде первой инстанции выступает в качестве государственного обвинителя. На него возлагается бремя доказывания обвинения. Прокурор вправе отказаться от обвинения полностью или только в его части, если собранные доказательства не подтверждают обвинение. Отказ прокурора от обвинения должен быть обоснованным. На стадии судебного рассмотрения дела прокурор вправе: заявлять ходатайство и отвод; представлять доказательства; принимать участие в рассмотрении вопроса о допустимости доказательств, а также вопросов о прекращении уголовного преследования или (и) расследования, о приостановлении уголовного преследования, о возвращении дела для дополнительного расследования, о производстве дела в суде и других вопросов.

Прокуратура координирует борьбу против преступлений, взаимосогласованную деятельность правоохранительных органов в целях своевременного выявления, расследования, раскрытия, пресечения и предотвращения преступлений, улучшения криминогенной обстановки, устранения причин преступлений и условий, способствующих их совершению. Порядок координации борьбы против преступлений определяется положением, утверждаемым Президентом Грузии.
Прокурор при осуществлении полномочий в пределах своей компетенции выносит следующие акты: требование, представление, протест, постановление, согласие, указание, жалобу, информацию. Представление, протест, постановление и указание прокурора могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном Законом, или вышестоящему прокурору в одноразовом порядке в 10-дневный срок. Обжалование не приостанавливает исполнения прокурорских актов, кроме случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.

Б. Информация о процедурах принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, и возможностях их оспаривания


ч. 1 ч. 2 ч. 3 ч. 4