Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников

ч. 1 ч. 2


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель ШМО Заместитель директора Директор МБОУ

_____Саттаров М.Ф. . МБОУ по УР «Камскоустьинская СОШ»

Протокол №1 от ________/_Саттарова Х.Ш. ________/ Шаймурзин И.Г.

«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ № от

« 31» августа 2013г.



Рабочая программа

по истории

9 а, б классы

МБОУ «Камскоустьинская средняя общеобразовательная школа»

Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан

Учитель истории первой квалификационной категории Дорожкова Л.А

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 2 от

«29 » августа 2013г.

2013-2014 учебный год


Пояснительная записка по истории 9 класс


  • Рабочая программа разработана на основе:

    Образовательного государственного стандарта основного общего образования по истории,



  • Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Авторская программа А.А.Данилова История, «Просвещение», 2009.

  • БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.:



Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников:

-А.А.Данилов «История России XX век» / «Просвещение», 2008;

Н.В,Загладин «Всеобщая история Новейшая история XX век».-М.: Русское слово, 2008.
- Учебник «История Татарстана ХХ--начало XXI в.», 9класс,Б.Ф.Султанбеков,А.А.Иванов,А.Г.Галлямова,-Казань,»Хэтер» 2006.

-Карты изучаемого периода.

-Электронные средства обучения.

Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по учебному предмету.

Учащиеся умеют :

определять и объяснять понятия; выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, ином тексте, документе;

рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях,;

раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, ,

анализировать исторические явления, процессы, факты; обобщать и систематизировать полученную информацию;

назвать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов й между ними;

осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуации-задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального

определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществить оценочные суждения;

обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речи ,вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии; участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх; определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку.

Цели и задачи изучения истории:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;


  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;


  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;


- формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически


сложившимися культурными, религиозными, этническими традициями

- формирование толерантного отношения к представителям других народов, рас, религий, навыка участия в межкультурном взаимодействии на основе применения знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей.



Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность.

Программа рассчитана на 68 часов (История России – З6 ч. История татарского народа и Татарстана-10 ч.; Всеобщая история -22 ч.).

В результате изучения истории ученик должен знать/понимать:

-Основные даты и ключевые события истории России и мира с начала XX в. до начала XXI в.

-Рассказывать о важнейших исторических событиях их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников | культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.

- Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к империи в XX в.; I


центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.

- Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов


быта; произведений художественной культуры.

.-Соотносить и общие исторические процессы, и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий:

- Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России начала XX в.; положения разных слоев населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).

- Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, коллективизация, нэп, «холодная война».

- Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры.

- Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций.



Уметь:
-репродуктивно описывать исторические события и памятники культуры на основе текста и иллюстраций учебника,

-анализировать и объяснять исторические факты и явления, соотнося их с историческим процессом, выявляя их существенные черты; сравнивая факты, процессы друг с другом, определяя их причины и следствия, работать с историческими источниками, с картографическим и хронологическим материалом.

-Приобретают навыки установления пространственно-временных рамок исторических процессов и явлений;

различения в исторической информации фактов и мнений, описаний и объяснений; участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, подкреплённой историческими аргументами;

поиска исторической информации в разных знаковых системах (текст, карта, схема, диаграмма, таблица, аудиовизуальный ряд); использования методов электронной обработки исторической информации.

К познавательной компетентности относятся умения:

- разделять процессы на этапы, звенья, периоды;

- устанавливать причинно-следственные, временные, функциональные связи между частями и целым;

- определять структуру объекта познания;

- сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по различным критериям и основаниям; различать факты, мнения, доказательства, гипотезы;

решать задачи на основе заданных алгоритмов; рефлектировать основания мышления, поведения, общения;

- самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, критически оценивать полученные результаты.




Содержание курса: Новейшая история XX век
Страны Европы в начале XXвека, 1900-1928.
Мир в начале 20 века. Основные характеристики новой индустриальной эпохи. Главные векторы развития и черты социальной жизни. Неравномерность развития различных стран. Особенности модернизации в начале 20 века. Содержание и особенности осуществления социального реформизма в ведущих странах мира. Милитаризация как альтернатива социальных реформ. Быт и образ жизни европейцев и североамериканцев в условиях массового промышленного производства. Предпосылки формирования единого экономического мирового пространства. Основные направления политической демократизации социально-политической жизни в начале 20 века. Политические партии и основные идеологические направления партийной борьбы: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. Рабочее движение в начале 20 века.

Причины и суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами борьба за передел сфер влияния. Нарастание противоречий и образование двух блоков- Тройственного союза и Антанты. Гонка вооружений и локальные конфликты. Рост националистических настроений в обществе. Июльский кризис, повод и причины Первой мировой войны. Цели и планы участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения Первой мировой войны. Война на море. Дипломатия в ходе войны. Изменение состава участников коалиций. Человек и общество в условиях войны. Русская внешняя политика после окончания русско-японской войны.

Версальская система и начало новой эпохи. Парижская мирная конференция 1919 года: надежды и планы участников. Программа Вильсона как проект послевоенного урегулирования. Новая карта Европы по Версальскому мирному договору. Идея Лиги Наций как гаранта сохранения мира. Вашингтонская конференция. Оформление Версальско-Вашингтонской системы и ее противоречия. Новое соотношение сил. Причины неустойчивости новой системы международных отношений. Международные последствия революции в России. Социальные последствия Первой мировой войны. Формирование массового общества. Демократизация общественной жизни. Изменение в расстановке политических сил в странах Европы. Новая роль социал-демократии в политической системе. Раскол в рабочем и социалистическом движении. Активизация праворадикальных сил – образование фашистских партий. Революции распад империй и образование новых государств как политический результат войны.

Международные отношения в 1920-е гг. Внешняя политика России. Генуэзская конференция. Советско-германские договоры в Рапалло, их экономические и политические последствия. Эра пацифизма. Пакт Бриана-Келлога. Международная обстановка во время и после Гражданской войны. Эволюция взглядов Ленина на идею мировой революции.. Перенесение акцента на нормализацию отношений с мировым сообществом. Прорыв изоляции. Генуэзская конференция. Рапалльский договор. Новый курс Коминтерна. Международное признание СССР. Экономическое и политическое сотрудничество СССР и Германии. Американские фирмы на советском рынке. Усиление международной напряженности в конце 20-х гг.

Развитие стран США и Европы в 1920-е гг. Экономический бум и торжество консерватизма в США, политическая нестабильность и трудности послевоенного восстановления в Европе. План Дауэса и перемещение экономического центра в США. Эпоха зрелого индустриального общества.

Мировой экономический кризис и образование тоталитарных диктатур,

Причины и проявление экономического кризиса 1929-1933гг. в США и странах Западной Европы. Великая депрессия: социально-психологические последствия кризиса. Проблема соотношения рынка и государственного регулирования. Два альтернативных выхода из кризиса в странах США и Европы. Либерально-демократическая модель: социальные реформы и государственное регулирование. Особенности экономического кризиса в США. Кризис традиционного либерализма. « Новый курс» Рузвельта. Начало социально-ориентированного этапа развития современного капиталистического государства. Внешняя политика США в 1930-е гг. Британская и французская модель борьбы с экономическим кризисом. Чемберлен и его политический курс. Народный фронт во Франции. Историческое значение либерально- демократической модели. Причины наступления тоталитарных и авторитарных режимов.

Образование тоталитарных диктатур в Европе. Формирование тоталитарных и авторитарных режимов как путь выхода из экономического кризиса. Италия в 1920-1930-х гг. Особенности итальянского фашизма. Кризис Веймарской республики в Германии. Политическая нестабильность и обострение социальных проблем в условиях мирового экономического кризиса. Идеология национал-социализма. Условия и этапы утверждения тоталитарной диктатуры в Германии. Милитаризация и подготовка к войне. Особенности германского фашизма. Испания в годы экономического кризиса. Революция 1931 г. И свержение монархии. Глубокий раскол в испанском обществе. Народный фронт. Гражданская война в Испании. Предпосылки образования военно-авторитарной диктатуры. Особенности испанского фашизма.

Международные отношения в конце 1930-х гг. Провал идеи национальной безопасности. Конец эпохи пацифизма. Крах Версальско-Вашингтонской системы. Агрессивные действия Германии, Италии, Японии. Несостоятельность Лиги Наций как организации, способной противостоять государствам-агрессорам. Причины и сущность политики умиротворения агрессоров. Военно-политический блок Берлин-Рим-Токио. Мюнхенский сговор. Советско-германские договоры и секретные соглашения к ним. Провал идеи коллективной безопасности.

Мировая культура в первой половине 20 века. Революция в естествознании и новая картина мира. В начале 20 века. Кризис рационализма, интерес к проблемам бессознательного и иррационального. Учение о психоанализе – Фрейд. Науки об обществе(Вебер). Новая художественная система – от модернизма и авангардизма до постмодернизма. Новые идеи и направления в художественной культуре. Стиль модерн, авангард, конструктивизм, функционализм в архитектуре. Символизм в музыке(Вагнр), в литературе(Бодлер, Верлен, Маларме). Литература критического реализма. Новая драматургия в начале века. Литература потерянного поколения(Хемингуэй, Ремарк), литература авангарда(Кафка, Пруст) Антиутопии в литературе(Замятин, Платонов, Хаксли). Кинематограф как вид массовой культуры. Наступление тоталитаризма и культура. Эмиграция культурной и научной жизни. Наука на службе войны, искусство на службе у пропаганды.

Страны Востока и Латинской Америки в первой половине 20 века. Географические и политические параметры понятия «Восток». Положение в странах Востока в начале 20 века. Способы осуществления модернизации – революции и реформы. Проблема синтеза традиций и модернизации. Возможные пути модернизации на примере Японии, Китая, Индии. «Японский дух, европейское знание». Внешняя политика Японии. «Сто дней реформ» и полвека на две революции и две гражданские войны в Китае. Японо-китайская война. Умеренное и радикальное движение в Индии. Ганди и его учение. Кампания ненасильственного сопротивления. Культурно-цивилизационное своеобразие латиноамериканского общества. Особенности латиноамериканских стран. Факторы, способствующие и препятствующие модернизации в странах Латинской Америки. Мексиканская революция. Кубинская революция. Пример характерных для Латинской Америки смены циклов: революция – реформы – диктатура – революция.

Вторая мировая война.

Начало Второй мировой войны. Причины и характер войны. Периодизация, фронты, участники. Начало войны, основные операции. Военные действия в Северной Африке, в Азии и на Тихом океане. Роль Восточного фронта в победе над фашизмом. Нацистский «новый порядок». Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления. Создание антигитлировской коалиции.

Итоги и уроки войны. Итоги войны и цена победы. Послевоенная карта Европы. Утверждение роли двух сверхдержав СССР и США. Оккупация Германии, образование двух германских государств. Сепаратный мир с Японией. Образование ООН. Нюрнбергский процесс над главными военными преступниками.

Внешняя политика СССР после войны. Предпосылки превращения мира в биполярный. Причины и главные черты «холодной войны». Идеологическое противостояние. «Железный занавес» как символ раскола Европы и мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Гонка вооружений и создание военно-политических блоков. Ядерное оружие – равновесие страха, и сдерживающий фактор. Формирование двух военно-политических блоков. Начало «холодной войны». Роль СССР в установлении коммунистических режимов в Восточной Европе и Азии. СССР в корейской войне.

Страны Европы и Востока в послевоенный период.

Послевоенное развитие стран Западной Европы. Особенности послевоенного экономического восстановления стран Западной Европы. План Маршалла. Факторы, обусловившие экономический подъем в странах Запада в 1945-1970-е гг. Стабилизация международной валютной системы. Либерализация мировой торговли. Экономическая интеграция в Западной Европе и Северной Америке. Смешанная экономика как сочетание государственной собственности и регулирования с поощрением частнопредпринимательской инициативы. Государство благосостояния, его основные характеристики. Противоречия экстенсивного типа производства. Завершающая фаза зрелого индустриального общества, ее атрибуты и символы.

Переход к постиндустриальному обществу. Причины экономического кризиса 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг. Новый этап научно-технической революции. Предпосылки к постиндустриальному обществу, его важнейшие признаки. Изменения в структуре занятости. Информация и знание как важнейшие факторы производства. Три этапа социально-экономической политики ведущих стран: либерально-реформистский, социал-реформистский, консервативно-реформистский. Противоречия социально-экономического развития стран Западной Европы в конце 20 – начале 21 в. В условиях глобализации и соперничества трех центров современной мировой экономики: США, Европейский союз, Япония.

Демократизация политической жизни вт.п. 20- нач.21 века. Главные идейно-политические направления партийной борьбы во второй половине 20 века: консерватизм, либерализм, социалистическое и коммунистическое течения. Изменения в партийно-политической расстановке сил в странах Западной Европы. Появление в лагере консервативных сил христианско-демократических партий. Подъем и крах коммунистических партий и международного коммунистического движения. Факторы возрождения правых экстремистских группировок. Неофашизм.

Страны Западной Европы и США во вт. половине 20 века. Предпосылки превращения США в центр мировой политики. Принципы внутренней и внешней политики США. Демократы и республиканцы у власти. США – сверхдержава в конце20 века. Великобритания: «политический маятник»(лейбористы и консерваторы). Социально-экономическое развитие Великобритании. М.Тетчер – «консервативная революция». Э. Блэр политика «третьего пути». Эволюция лейбористской партии. Северная Ирландия на пути к урегулированию. От многопартийности к режиму личной власти генерала де Голля во Франции. Социальные волнения 1968 г. И отставка генерала. Практика сосуществования левых и правых сил. Провозглашение республики в Италии. Политическая нестабильность как особенность политической системы в Италии. Реформа избирательной системы. Мафия и коррупция, попытки борьбы с ними. Особенности социально-экономического развития. Периодизация истории Германии. Историческое соревнование двух политических и социально-экономических систем. Проблемы объединенной Германии.

Западное общество, образ жизни. Причины появления новых социальных движений и расширения влияния гражданского общества во второй половине 20 – начале21 века. Новые социальные движения: антивоенное, молодежное, экологическое, феминистическое, этническое, группы взаимопомощи. Новые социальные движения как движения гражданских инициатив.

Восточноевропейские страны. Географические и политические параметры понятия «Восточная Европа». Принцип формирования мировой социалистической системы. Общее и особенное в строительстве социализма в восточноевропейских странах. Утверждение основ тоталитарного социализма. Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Политические кризисы в Восточной Германии, Польше, Чехословакии, Венгрии. Революции и ликвидация основ тоталитарного социализма. Основные направления преобразований в бывших странах социалистического лагеря.

Страны Азии и Африки в современном мире. Проблема выбора путей и модернизации общества в освободившихся странах Азии и Африки. Культурно-цивилизационные особенности Азиатско-Тихоокеанского региона, индо-буддийско-мусульманского региона. Основные модели взаимодействия внешних влияний и исламских традиций в мусульманском мире. Противоречивые итоги социально-экономического и политического развития стран Африки, Азии.

Мировая культура во второй половине 20 века. Научно-техническая революция: достижения и проблемы. Революционное развитие информационных технологий. Персональный компьютер. Интернет. Новые философские направлния: от экзистенционализма до постмодернизма. Литература: философская(Манн), экзистанционализма(Сартр, Камю), авангарда(Ионеско), магического реализма(Борхес, Маркес), постмодернизма(Эко, Павич, Коэльо)Изобразительное искусство. Нью-Йоркская и европейская художественные школы. Новые художественные направления(поп-арт, гиперреализм, концептуализм, Постмодернизм в архитектуре. Кинематограф: направления и жанры. США – главный поставщик кинематографической продукции. Музыкально-коммерческая индустрия. Массовая культура и индустриальное общество. Религия и церковь в современном мире.

Международные отношения на рубеже веков. Окончание «холодной войны» разрядка, распад СССР, превращение США в единственную сверхдержаву. Расширение НАТО на Восток. Роль ООН в современном мире. Региональная интеграция: американский и европейский варианты. Угроза международного терроризма.

Глобализация, тенденции и проблемы современного мира. Глобализация как явление современного мира, ее основные компоненты. Роль государства в условиях глобализации. Формирование глобального информационного пространства: проблемы и перспективы. Глобальные проблемы человечества.


Россия в XX веке. (1900-1916 ГГ.)

Российская империя на рубеже веков и ее место в мире. Территориальная структура Российской империи, ее геостратегическое положение. Количественная и качественная характеристика населения Российской империи. Особенности процесса модернизации России в начале 20 век

Политическое развитие России в начале 20 века. Характеристика политической системы Российской империи и необходимость ее реформирования. Личность Николая 2, его политические воззрения. Либеральная программа преобразований. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу о преобразованиях. С.Ю. Витте, В.К. Плеве, П.Д. Святополк-Мирский. Национальная и конфессиональная политика Николая 2.

Экономическое развитие России в начале 20 века. Особенности развития экономики в начале 20 века. Роль государства в экономике России. Иностранный капитал, причины его проникновения в страну. Российский монополистический капитализм, его специфика, формы, место и роль в экономике. Финансовый капитал. Государственно-монополистический капитализм. Кустарная Россия, удельный вес и производственные формы. Сельское хозяйство, сельская община.

Социальная структура России в начале 20 века. Особенности социальной структуры. Поместное дворянство, экономическое положение и политическая роль. Неоднородность русской буржуазии. Специфика «небуржуазного» массового сознания. Крестьянство: экономическая дифференциация, влияние общины, социальная психология. Количественная и качественная характеристика пролетариата, особенности труда и быта. Чиновничество. Духовенство, Интеллигенция.

Внешняя политика Николая 2. Русско-японская война. Внешнеполитические приоритеты в начале царствования Николая 2. Миротворческая инициатива Российского императора .Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа». Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война. Ход военных действий, причины поражения в войне. Портсмутский мир.

Общественные движения в России начала 20 века. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России. Классификация политических партий. Российская социал-демократия. 2 съезд РСДРП. Большевики и меньшевики. В.И. Ленин, Ю.О. Мартов. Партия социалистов-революционеров. Чернов. Деятельность боевой организации. Е. Азеф. Радикализация либерального движения. Влияние итогов русско-японской войны на общественно-политическое движение в России.

Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России. Классификация политических партий. Российская социал-демократия. 2 съезд РСДРП. Большевики и меньшевики. В.И. Ленин, Ю.О. Мартов. Партия социалистов-революционеров. Чернов. Деятельность боевой организации. Е. Азеф. Радикализация либерального движения. Влияние итогов русско-японской войны на общественно-политическое движение в России.

Первая русская революция. Антиправительственное движение в 1901-1904 гг. «Зубатовский социализм», суть, перспективы, причины провала. Кровавое воскресенье. Причины революции. Основные революционные события. «Верхи» в условиях революции. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Формирование либеральных и консервативных партий. Конституционно-демократическая партия и «Союз 17 октября»: политические доктрины, решение аграрного и национального вопросов, численный состав. Монархические партии и организации. Черносотенное движение. Итоги революции.

Реформы П.А. Столыпина. Альтернативы развития России. Аграрные проекты Государственной Думы. Аграрная реформа, ее экономический, социальный и политический смысл. Третьеиюньский государственный переворот. Итоги реформ. Убийство А.А. Столыпина. 3 Государственная Дума. Общественное и политическое развитие России в 1912-1914 гг. Свертывание курса реформаторства.

Россия в первой мировой войне Создание военно-политических блоков. Обострение русско-германских противоречий. Начало Первой Мировой войны, ее причины, цели и планы воюющих сторон. Основные события на фронте. Итоги военной кампании 1914-1916. Психологический перелом в армейских настроениях.

Обострение внутриполитической ситуации в России. Влияние военного фактора на экономическое и социальное положение в стране. Отношение политических партий к войне. «Верхи» в условиях войны. «Распутинщина». 4 Государственная Дума. Нарастание революционного движения.

Серебряный век русской культуры. Духовное состояние русского общества. Основные тенденции развития русской культуры. Развитие науки. Русская философия, поиски общественного идеала. Русская идея. Серебряный век русской поэзии. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Русский авангард. Драматический театр: традиции и новаторство. Русский балет. «Русские сезоны» Дягилева. Рождение кинематографа.

Россия 1917-1927 гг. (8 часов)

Свержение монархии. Россия весной - летом 1917 г. Причины революции. Двоевластие, причины и суть. Отречение Николая 2. Приоритеты новой власти, курс на продолжение войны. Демократизация российского общества. Рождение новой власти на местах. Возвращение из эмиграции В.И. Ленина. Апрельские тезисы. Апрельский кризис власти. Образование первого коалиционного правительства, его внутренняя и внешняя политика. Июльские события в Петрограде. Переход РСДРП(б) на нелегальное положение. Выступление Корнилова и его последствия.

Октябрьская революция. Формирование советской государственности. Курс большевистского руководства на вооруженный захват власти. Л.Д.Троцкий. Октябрь в Петрограде. Крах праволиберальной альтернативы. 2 Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти. Создание коалиционного правительства. Судьба Учредительного собрания. Всероссийский съезд Советов. Формирование советской государственности. Доктрина мировой революции и революционной войны. Брест-Литовский мирный договор. Его условия и последствия.

Эволюция экономической политики советской власти. Начало гражданской войны. Первые мероприятия советской власти в области промышленного производства, транспорта, торговли, банковской системы. Закон о социализации земли. Установление продовольственной диктатуры. Переход к продразверстке. Ускоренная национализация. Ликвидация товарно-денежных отношений.

Гражданская война. Причины гражданской войны, ее этапы. Формирование белого движения. Создание Красной Армии. Иностранная интервенция, причины, масштаб. Формы, районы оккупации. Формирование Восточного фронта. Создание региональных правительств. Уфимская директория. Эволюция тактической линии меньшевиков и эсеров во время Гражданской войны. Конец колчаковского движения. Формирование Южного фронта. Характер белогвардейской политики на юге. Белый террор. Движение зеленых. Северный фронт Гражданская война на национальных окраинах. Окончание гражданской войны. Причины победы красных.

Новая экономическая политика. Экономический и политический кризис начала 10-х гг. Сущность нэпа и его итоги. Социальная структура и социальная психология в 20-е гг. Кризис нэпа, его причины. Альтернативы развития.

Политическое развитие в 20-е гг. Отношение к нэпу различных партий и слоев общества. Эволюция взглядов Ленина на НЭП. Главное противоречие нэпа. Формирование однопартийной системы. Образование СССР. Борьба за власть в политическом руководстве после смерти Ленина. Усиление И.В. Сталина.

Международные отношения в 1920-е гг. Внешняя политика России. Генуэзская конференция. Советско-германские договоры в Рапалло, их экономические и политические последствия. Эра пацифизма. Пакт Бриана-Келлога. Международная обстановка во время и после Гражданской войны. Эволюция взглядов Ленина на идею мировой революции.. Перенесение акцента на нормализацию отношений с мировым сообществом. Прорыв изоляции. Генуэзская конференция. Рапалльский договор. Новый курс Коминтерна. Международное признание СССР. Экономическое и политическое сотрудничество СССР и Германии. Американские фирмы на советском рынке. Усиление международной напряженности в конце 20-х гг.

Духовная жизнь в СССР. Борьба с неграмотностью. Создание советской школы. Большевистские приоритеты в науке. Творцы Серебряного века в советской России. Первая волна эмиграции. «Философский пароход». Сменовеховство. Большевики и церковь. Пролеткульт. Новые имена и новые тенденции. «Окна РОСТА». Кинематограф. Начало партийного наступления на культуру. Жизнь, быт, психология людей в 20-е гг.

СССР 1928-1938 ГГ.

Экономическое развитие СССР в 20-е гг. Хлебозаготовительный кризис 1927 г. Оформление двух точек зрения на пути выхода из кризиса, Сталин и Бухарин. Предпосылки победы сталинской линии. Социально-политическая подготовка «великого перелома». Индустриализация: цели, методы, источники. Итоги первых пятилеток. Коллективизация. Раскулачивание.

Советская политическая система. Определение и основные черты тоталитарного государства. Партия – ядро тоталитарной системы. Ликвидация остатков внутрипартийной демократии. Идеологизация общественной жизни. Контроль за культурой. Дальнейшее наступление на церковь. Культ вождя. Репрессии. Принятие Конституции 1936 г. Попытки сопротивления режиму.

Социальная система в СССР. Конституция 1936 г. О социальной структуре общества. Рабочий класс источники пополнения. Стахановское движение. Ужесточение трудового законодательства. Социальные последствия коллективизации и раскулачивания. Ограничение административных и гражданских прав крестьянства. Истребление старых кадров интеллигенции. «Спецконтингент». ГУЛАГ как структурная часть советской экономики. Положение верхнего слоя советской социальной системы – номенклатуры.

Внешняя политика СССР в 30-е гг. Новый курс советской дипломатии. Отход от прогерманской ориентации. Принятие СССР в Лигу Наций. Борь СССР за создание системы коллективной безопасности. Коминтерн: курс на создание единого антифашистского блока. Война в Испании. Мюнхенское соглашение. Дальневосточная политика СССР. Советско-германские договоры и секретные соглашения к ним.

Духовная жизнь советского общества. Идеологическое наступление на культуру. Школа и семья. Достижения советской науки. От свободы творчества к творческим союзам. Горький. Феномен социалистического реализма. Советский кинематограф.

Великая Отечественная война

СССР накануне войны. Советско-германские отношения. Развитие политического процесса в Европе после Мюнхенского договора. Причины нового советско-германского сближения. Советско-германские договоры 1939 г. Война с Финляндией и ее итоги. Укрепление обороноспособности страны: достижения и просчеты. Подготовка Германии к нападению на СССР.

Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия зимой - летом 1942 г. Боевые действия 1941- лето 1942 г. Проблемы внезапности нападения Германии. Первые мероприятия правительства по отпору врагу. Периодизации военных действий. Приказ № 270. Итоги и значение битвы под Москвой. Приказ № 227. Сталинградская битва. Создание антигитлеровской коалиции. Морально-психологическое состояние советских людей. Церковь в годы войны. Эвакуация. Героический труд. Жизнь и быт. Культура в годы войны.

Коренной перелом в ходе Великой отечественной войны. Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало массового изгнания захватчиков. Партизанское движение. Битва на Курской дуге, итоги и последствия. Битва за Днепр. Освобождение Донбасса. Соотношение сил на Восточном фронте к началу 1944 г. Открытие второго фронта.

Завершающий период войны. Наступление советских войск летом 1944 г. Операция «Багратион». Разгром немецких войск в Прибалтике. Победа на Балканах. Крымская конференция. Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии. Разгром Японии. Причины победы, итоги и цена.

СССР в1945-1952 гг. 2 часа.

Послевоенное восстановление хозяйства. Политическое развитие страны. Экономические потери. Дискуссии 1945-1946 гг. Восстановление и развитие промышленности. «Демократический импульс» войны. Изменение в структурах власти. Система ГУЛАГа. Национальная политика.

Идеология и культура. Эволюция официальной идеологии. Образование. Противоречия в развитии литературы, театра, кино. Научные дискуссии.

СССР в 1953- середине 60-х гг.

Изменения политической системы в СССР. Общественная жизнь. Смерть Сталина и борьба за власть. Г.М. Маленков, Л.П. Берия, Н.С. Хрущев. 20 съезд партии. Критика культа личности и ее пределы. Начало реабилитации жертв репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Третья Программа КПСС. Разработка новой Конституции. НТР в СССР. Успехи в освоении космоса. Зарождение обновленческого направления в советской литературе. Эренбург. Твардовский, Гранин. Рождественский. Евтушенко. Ослабление идеологического давления в области музыкального искусства, живописи, кинематографии.

Социально-экономическое развитие страны в 1953-1964гг. Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущева. Начало освоения целинных земель. Создание совнархозов. Особенности социальной политики. Жилищное строительство.

Внешняя политика. Выработка новых подходов во внешней политике. Мирное сосуществование государств с различным общественным строем. Возобновление диалога с Западом. Берлинский и Карибский кризисы. КПСС и коммунистическое рабочее движение. СССР и страны «третьего мира».

СССР в середине 60-х – сердине 80-х гг.

Политическое развитие СССР и общественная жизнь в1960- середине 1980 гг. Отстранение Н.С. Хрущева от власти. Л.И. Брежнев. А.Н. Косыгин. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Курс на «стабильность кадров». Усиление роли армии и органов безопасности. Реформирование КГБ. Конституция 1977 г. Теория «обострения идеологической борьбы». Усиление контроля за СМИ. Литература в борьбе с идеологией застоя. В.Аксенов, А. Солженицин, В. Максимов. В. Войнович. И. Бродский. В. Шукшин. В. Распутин. Советский театр. Г. Товстоногов. Ю. Любимов. М. Захаров. О. Ефремов. Г. Волчек. «Магнитофонная революция». В.Высоцкий, А. Галич. Ю. Визбор. Б. Окуджава. Движение диссидентов. Советская музыка. Г. Свиридов. А. Шнитке. Балет. М. Плисецкая. А. Годунов. М. Барышников. Р. Нуриев. М. Лиепа. Оперное искусство. Кинематограф.

Экономика «развитого социализма». Предпосылки и основные задачи реформирования экономики. Аграрная реформа 1965 г. и ее последствия. Реформа промышленности 1965 г.: цели, содержание результаты. Отставание СССР в научно-технической сфере. Особенности социальной политики.

Перестройка в СССР 1985-1991 гг.

Реформа политической системы. Смерть Л.И. Брежнева. Ю.В. Андропов. М.С. Горбачев. «Кадровая революция». Всесоюзная партийная конференция. Возрождение российской многопартийности. Национальная политика и межнациональные отношения. Власть и церковь в годы перестройки. Августовский политический кризис 1991 года и его последствия. Роспуск КПСС. Распад СССР. Образование СНГ.

Экономические реформы 1985-1991гг. Стратегия «ускорения социально-экономического развития». Экономическая реформа 1987 г и причины ее незавершенности. Программа «500» дней.

Общественная жизнь во время перестройки. Политика гласности. Пересмотр партийной идеологии. Политика гласности. Утрата КПСС контроля над СМИ. Возобновление реабилитации жертв политических репрессий. Кризис социалистической идеологии.

Новое политическое мышление. Концепция нового политического мышления. Нормализация отношений с Западом. Начало ядерного разоружения. Вывод советских войск из Афганистана. Распад мировой социалистической системы. Роспуск СЭВ и Варшавского Договора.

Новая Россия 1991-2012 гг.

Российская экономика на пути к рынку. Программа радикальных экономических реформ. Либерализация цен. Приватизация. Результаты и социальная цена реформ. Финансовый кризис 1998 г.

Развитие политической системы. Декларация о государственном суверенитете России Выборы Президента России. Б.Н. Ельцин. Разработка новой Конституции. Политический кризис 1993 г. Демонтаж советской системы. Новая Конституция России. Российская многопартийность. Российский парламентаризм.

Духовная жизнь России. Исторические условия развития культуры. Культура и искусство в новых условиях. Роль СМИ. Традиционные религии.

Геополитическое положение и внешняя политика России. Геополитическое положение России в мире. Россия и Запад. Россия и Восток. Россия и СНГ.

Национальная политика и межнациональные отношения. Народы России до и после распада СССР Федеративный договор. Нарастание противоречий между центром и регионами. Чеченский кризис.

Россия в начале 21 века. Президент В.В. Путин. Укрепление российской государственности. Политические реформы. Новые государственные символы России. Экономические реформы и социальная политика. Борьба с терроризмом. Разработка новой внешнеполитической стратегии.

Обобщение по теме: Россия в условиях глобализации.



Критерии и нормы устного ответа по истории и обществознанию

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

 

Оценка «4» ставится, если ученик:



  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

  3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ. 


Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

  2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

  4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

  5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

  6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну – две грубые ошибки.



Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

  2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

  3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

  5. Полностью не усвоил материал.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки

  1. незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений

  2. неумение выделить в ответе главное;

  3. неумение применять знания для решения проблемных  задач и объяснения явлений;

  4. неумение делать выводы и обобщен

  5. неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

 
Критерии оценки рефератов

1. Плагиат/не плагиат (0 баллов в случае плагиата)

2. Использование аппарата, категорий, логики институциональной экономики

(демонстрация приобретенных знаний и умения ими пользоваться)


3. Раскрытие темы

4. Логика рассуждений, обоснованность выводов

5. Самостоятельность анализа (наличие своей логики изложения, собственных

примеров и т.п.).


Критерии оценки презентаций

1. Свободность изложения материала (в том числе: рассказ без листка или зачитывание)


2. Раскрытие темы в докладе
3. Логичность изложения
4. Степень владения материалом (в том числе правильность ответов на вопросы)
5. Самостоятельность при рассказе (наличие своей логики изложения и примеров, отличных от изложенных в лекциях и семинарах)

 

Критерии оценки тестовых заданий.

               Тесты,  составлены в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования и действующими программами и учебниками.

Задания составлены в форме открытых тестов. К каждому вопросу дается четыре варианта ответов, только один из которых – правильный. При составлении тестов учитывались следующие методические условия:

• тесты корректны по содержанию – тестовые опросы соответствуют стержневым линиям и концепциям государственного стандарта и программы;

•язык теста лаконичен, однозначен и выразителен;

•  задания в одном тесте разного уровня сложности, что позволяет  проверить знания каждого учащегося,  и сравнить степень усвоения материала;
• тестовые задания начинаются с легких и завершаются трудными.

 

 Критерии оценки.



Каждый балл (по пятибалльной системе) равен 20%:

20% — 1 балл,

20%—40% — 2 балла,

40%—60 %— 3 балла,

60%—80% — 4 балла,
от 80 %— максимальные 5 баллов.

 

 



ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ.

  • Определите исторические условия и общественную среду, которые    оказали влияние на формирование взглядов и убеждений человека.     Охарактеризуйте черты его личности.

  • Опишите внешность исторического героя.

  • Какие мировоззренческие идеи отличали исторического деятеля?

  • Выявите противоречия в личности и ее деятельности.

  • Назовите,   в каких  крупных исторических событиях он участвовал, его решающие дела, поступки.

  • Оцените роль этой личности в истории. Каковы результаты и значение  ее деятельности?

  • Выясните, как к этому человеку  относились современники и потомки.

  • Выскажите свое отношение к нему: какие поступки вызывают восхищение или неодобрение? Как вы  относитесь к средствам, которыми он добивался цели? Каким чертам характера вы хотели бы подражать?

  • Назовите источники, содержащие сведения о данном деятеле.

 
ПАМЯТКА

ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИЙ.

  • Внимательно прочтите смысл поставленной проблемы и приступите к ее решению.

  • Обдумайте данные в тексте факты и определите, что они дают для ответа на вопросы.

  • Если в представленных материалах не хватает данных для ответа, используйте дополнительные источники (документы,  литературу по данной  теме, ИНТЕРНЕТ).

  • Полученные выводы обязательно докажите. Если следует несколько выводов, каждый из них обоснуйте.

  • Проверьте, нет ли в условиях данных, противоречащих вашему решению. Полон ли ваш ответ? Нет ли лишнего , не относящегося  к поставленной проблеме?

  • Проверьте, все ли выводы по существу вопроса задачи вы сделали и доказали?

  • Подумайте, не противоречат ли друг, другу выводы, не помогают ли одни данные  понять значение других?

 

 

ПАМЯТКА



ПО РАЗВИТИЮ УМЕНИЙ ДОКАЗЫВАТЬ.

  • Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения и вывода.

  • Внимательно проанализируйте задание , уясните, что  требуется доказать.

  • Определите источники, какими будете пользоваться для  аргументации своих выводов.

  • Выделите существенные факты, подтверждающие полученный вывод и систематизируйте их.

  • Логически связывая доказательства, свяжите их с выводом.

  • Выясните, все ли аргументы исчерпаны, для подтверждения доказательства.

 

Учебно – тематическое планирование

по истории

Класс - 9а, 9б

Количество часов всего – 68

Количество часов в неделю – 2

Плановых контрольных тестов - 7

/№

Наименование раздела, тема урока

Кол-во часов

Тип и форма урока, виды контроля

Элементы обязательного минимума образования

Основные понятия

Основные персона

лии

Требования к уровню подготовки учеников

Домашнее задание

Дата проведения

план

Дата

факт

1

Российское государство в конце Х1Х-нач.ХХ в.

1

-Работа с текстом учебника

-


1.население

2.Промышленный подъем на рубеже веков. Особенности российской модернизации Иностранный капитал в Росси.

3.Политический строй

4.Социальная структура

5.Государственный капитализм. Формирование монополий.

6.Создание партий



-автономия-

-индустриальное общество

-меценатство

-модернизация

-инвестиция

-картель


-концерн

-монополия

-зубатовщина

-русификация

-федеративное государство


Николай II

В.Плеве


Зубатов

Мартов


-

-находить информацию в учебниках и источниках

-высказывать суждения об оценках исторических событий


Схема «Органы власти и управления в России»







2

Русско-японская война

1

-Тест на определение хронологической последовательности

-составление тезисов по содержанию аграрной реформы Столыпина



1.Основные направления внешней политики.

2.Русско-японская война.

3.Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Первая российская революция 1905-1907гг. Манифест 17 октября. Государственная Дума.

4.Аграрная реформа Столыпина.




-флагманский корабль

-антисемитизм

-петиция

-трудовики

-артель

-кооператив



-отруб

-хутор


П.А. Столыпин

С.Макаров

А.Гучков

П.Милюков

С.Ю.Витте


называть даты важнейших событий

-читать информацию по карте

-сравнивать данные различных источников о причинах и характере Русско-японской войны


Составление хронологической таблицы







3

Политическая жизнь 1907-1914г.Развитие культуры

1

-Сравнительная таблица программ партий

-составление плана



1.Третья Государственная Дума

2.Национальная политика

3.Общество и власть

4.Четвертая Государственная Дума.

5.Духовная жизнь общества

6.Развитие науки и культуры



-мировоззрение

-биосфера

-импрессионизм

-нобелевская премия

-ноосфера


В.Вернадский

И.Павлов


Е.Тарле

В.Серов


А.Ахматова

О.Мандельштам



-объяснять смысл изученных терминов

-сравнивать политические партии, выявлять сходство и различие



Подготовить сообщения по персоналиям







4

Россия в первой мировой войне

1

Составление хронологической таблицы

1.Россия в первой мировой войне. Начало войны

2.Отношение народа к войне

3.Военные действия

4.Экономика в годы войны



-пацифисты--позиционная война

-продразверстка

-экспансия

Брусиловский прорыв



А.Брусилов

Г.Распутин



-Читать информацию по карте

-объяснять смысл изученных терминов












5

Казанская губерния в начале ХХ в.

1

Устный опрос

1.Социально-экономическое развитие

2.Революция 1905-1907гг. в губернии

3.Общественное движение

4.Развитие культуры



-многоукладная экономика

-концентрация производства

-аграрный вопрос

-политические партии






Объяснять термины и исторические процессы, происходящие в крае










6

Февральская революция

1

Работа с учебником

1.Угроза национальной катастрофы. Причины революции

2.Образование новых органов власти

3.Отречение Николая 11

4.Двоевластие

5.Национальный вопрос после Февраля

6.Россия весной-летом 1917г

7.Апрельский и июльский кризисы власти

8.Выступление генерала Корнилова



-коалиционное правительство

-двоевластие



А.Керенский

Г.Львов


Л.Корнилов

-Знать причины революций

-прогнозировать последующие события












7

Октябрьская революция и формирование Советской власти

1

Задание на сопоставление дат и событий

1.Революция в России в 1917г. Социально-экономическая ситуация

2.Вооруженное восстание в Петрограде. Падение монархии. Временное правительство и Советы.

3.11 съезд Советов

4.Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. В.И.Ленин.

5.Создание новых органов власти. Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры.

6.Уничтожение национального и сословного неравенства

7.распад Российской империи. Судьба Учредительного собрания

8.Выход России из Первой мировой войны.Брестский мир

.9.Первые мероприятия в промышленности.

10.Аграрная политика.

11Выступление левых эсеров

12.Конституция 1918г.




аннексия

-декрет


-контрибуция

-компромисс

-национализация

-сепаратный мир



Л.Троцкий

Ф.Дзержинский



Давать оценку различным альтернативам развития России










8

Гражданская война

1

-Фронтальный опрос

-тестирование



1.Гражданская война. Красные и белые. Причины войны.

2.Выступления против Советской власти

3.Формирование Белого движения

4.Создание Красной армии

5.Выступление Чехословацкого корпуса

6.Восточный фронт

7.Красный террор

8.Южный фронт

9.Поход на Петроград

10.Иностранная интервенция.

11.Война с Польшей


-локальный

-эскалация

-интервенция

-концлагерь

-террор

-демократическая контрреволюция



А.Деникин

А.Колчак


М.Фрунзе

М.Тухачевский



-Усвоить понятие Гражданская война

-сравнивать Гражданскую войну в России с другими войнами



Составить таблицу периодизации Гражданской войны







9

Экономика в годы войны

1

Работа с текстом учебника

Об исторических личностях



1.Политика военного коммунизма

2.Экономическая политика Белых

3.Малая Гражданская война

4.Кронштадское восстание



-аннулировать

-денационализация



П.Врангель

-усвоить суть политики «военного коммунизма» Характеризовать исторические личности времен Гражданской войны










10

Край в период Гражданской войны

1

Составление хронологии событий

1.Февраль 1917г.

2.Казанский Октябрь

3.Гражданская война на территории края

4.Образование ТАССР






Н.Ершов

Сравнивать вооруженное восстание в Казани и в Петербурге










11

Обобщающий

1

тестирование






















12

Переход к НЭПу и образование СССР

1

Устный опрос

1.Причины перехода к новой экономической политике

2.Начало восстановление экономики. Советское общество в годы НЭПа

3.Хлебозаготовительный кризис

4.Национальные окраины в гражданской войне

5.Предпосылки объединения советских республик. Образование СССР.

6.Национальная политика



-аренда

-концессия

-хозрасчет

-суверенитет

-федерация

-продналог

-





-знать сущность НЭПа

-уметь сравнивать НЭП с другими экономическими политиками



Составить сравнительную таблицу НЭПа и «Военного коммунизма»







13

Международное положение и внешняя политика в 20-е годы.Политическое развитие

1

Работа по вопросам к параграфу

1.Преодоление дипломатической изоляции

2.Генуэзская конференция

3.Полоса признания

4.Соглашения со странами - Востока

5.Дипломатические конфликты со странами Запада

6.Деятельность Коминтерна

7.Сращивание государственного и партийного аппарата.

8.Сталин и Троцкий

9.Борьба с неграмотностью

10.Власть и интеллигенция

11.Партийный контроль над духовной жизнью. Коренные изменения в духовной жизни.

12.Большевики и церковь

13.Начало нового искусства


-саботаж

-анафема


-атеизм

-конструктивизм



Сталин

.Бухарин


Зиновьев

Давать характеристику личностям и сравнивать их взгляды на проблемы построения социализма

-объяснять термины












14

Индустриализация и коллективизация

1

Вопросы и задания к параграфу

1.Поиск путей построения социализма. Советская модель модернизации. Особенности индустриализации в СССР. Формирование централизованной (командной) экономики.

2.Социальные проблемы первой пятилетки

3.Второй 5-летний план

4.Стахановское движение

5.Итоги первых 5-леток

6.Коллективизация сельского хозяйства.

7.Раскулачивание

8.Результаты коллективизации

9.Колхозное крестьянство


-индустриализация

-коллективизация



А.Стаханов

-знать хронологию этапов индустриализации,давать их сравнительный анализ

-давать оценку процессу коллективизации












15

ТАССР в 20-е годы

1

Устный опрос

1.Экономическая и социальная политика

2.Восстановление и развитие народного хозяйства

3.Культура


-продналог

-социал-уклонисты-

-Яналиф


Н.Вавилов

Характеризовать экономическую и политическую жизнь ТАССР и сравнивать происходящие в ней процессы с процессами .происходящими во всей стране










16

Политическая система 30-х годов

1

Лабораторная работа

1.Роль партии в жизни государства

2.Культ личности Сталина

3.Массовые репрессии

4.Конституция 1936 г. победившего социализма

5.Национальная политика

6.Развитие образования ,науки и культуры

7.СССР в системе международных отношений в 1920-1930-х гг. Внешняя политика на Западе

8.Дальневосточная политика

9.СССР и Германия


-культ личности

Знать этапы становления Тоталитарной системы













17

Республика в условиях модернизации

1

Составление тезисов

1.Индустриализация и коллективизация

2.Культурная революция

3.Политические репрессии


султангалеевщина




Характеризовать процессы модернизации в Татарстане










18

Обобщающий

1

тестирование






















19

Великая Отечественная война

1

Информационно-аналитические сообщения

1.Советско-финская война

2.СССР и Прибалтика

3.СССР во Второй мировой войне. Начало Великой Отечественной войны

4. Вов: этапы и крупнейшие сражения войны.

4.Неудачи Красной армии в первый период войны.

5.Битва за Москву.

6.Оборона Ленинграда


-превентивный

Г.Жуков

Н.Кузнецов

Ф.Паулюс

А.Василевский



-соотносить события отечественной истории с событиями всеобщей истории

-знать фактический материал данного периода



Начать составление таблицы «Основные сражения Великой Отечественной войны»







20

Коренной перелом в войне

1

Информационно-аналитические сообщения

1.Ситуация на фронте весной1942г

2.Сталинградская битва

3.Немецкий оккупационный режим

4.Партизанское движение

5.Наука, культура и образование в годы войны

6.Битва за Кавказ

7.Курская дуга-коренной перелом в ходе войны.

8.Тегеранская конференция



-холокост

А.Матросов

А.Панкратов

Власов


-владеть показом и чтением карты

-знать фактический и хронологический материал



Продолжить составление таблицы







21

Советский тыл в годы войны. Народы СССР в борьбе с немецкими оккупантами

1

Информационно-аналитическое сообщение

1.Многонациональный народ на фронтах

2.Советский тыл в годы войны. Экономика в годы войны

3.Национальное движение в годы войны.

4. Геноцид на оккупированной территории.



-депортация




-владеть фактами великого подвига народа










22

На завершающем этапе войны

1

Информационно-аналитические сообщения

-составление хронологической таблицы



1.Военные действия в 1944г. СССР в антигитлеровской коалиции.

2.Крымская конференция

3.Вклад СССР в освобождении Европы. Освобождение Европы

4.Потсдамская конференция

5.Война с Японией.

6.Итоги В О войны



10 сталинских ударов

-демилитаризация



М.Егоров

М.Кантария



Знать фактический и хронологический материал

-владеть показом и чтением карты



Закончить составление таблицы







23

Республика в годы войны

1

Устный опрос

1.Экономика в годы войны

2.На полях сражений

3.Работа в тылу

4.Развитие культуры









Владеть материалом о вкладе республики в победу над фашизмом










24

Обобщающий

1

тестирование






















25

Восстановление экономики, политическое развитие

1

беседа

1.Послевоенное восстановление экономики.

2.Развитие промышленности и сельского хозяйства

3.Изменения в структурах власти

4.Новый виток репрессий

5.Национальная политика


-ВПК

-национальное богатство

-репарации

-репатриации

-железный занавес

-клерикальный

-космополит

-номенклатура






-высказывать мнение о цене людских и материальных потерь

-характеризовать источники и ход восстановления












26

Идеология .Внешняя политика

1

-Устный опрос

-составление сравнительной таблицы



1.Восстановление железного занавеса

2.Идеология и культура

3.Образование и наука

4.Начало холодной войны



-кибернетика

-железный занавес

-холодная война


С.П.Королев

-знать сущность понятия «железный занавес»

-сравнивать роль государства в развитии культуры в 20-е -30-е и 40-е 50-е годы












27

Республика в послевоенный период

1

Работа с документами

1.Социально-экономическое развитие

2.Общественно-экономическая и культурная жизнь









Раскрывать роль народа в восстановлении экономики края










28

Экономическое и политическое развитие в 1953-60-х годах

1

Тестирование

-работа с документами



1.Идеологические компании конца 40-50-х годов. Смерть Сталина и борьба за власть

2. «Оттепель», ХХ съезд партии

3.Реабилитация

4.Реформы второй половины 1950-начала 1960-х годов. Экономический курс

5.Политика Н.Хрущева в области с/х

6.Развитие промышленности

7.Социальная политика


-волюнтаризм

-реабилитация

-субъективизм

-предприятия группы «А» и «Б»



Н.С.Хрущев

Ю.Гагарин



-знать решения ХХ съезда КПСС

-знать краткое содержание новой программы КПСС












29

Оттепель. Политика мирного сосуществования

1

Ответы на вопросы параграфа

1.Преодоление сталинизма в литературе и искусстве

2.Развитие науки.

3.развитие образования и спорта

4.Проблемы разоружения

5.Взаимоотношения СССР с зарубежными странами


-политехническая школа

-мораторий

-оттепель





Объяснять исторические термины по теме










30

ТАССР во второй половине 60-х-нач.60-х годов

1

беседа

1.В условиях хозяйственных и социальных реформ

2.Общественно-политическое и культурное развитие республики

.








Давать характеристику развития хозяйства республики в новых условиях










31

Политическое и экономическое развитие страны

1

Ответы на вопросы параграфа

1. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. «Застой».

.2.Укрепление роли армии и органов безопасности

3.Конституция 1977г

4.Замедление темпов экономического развития. Аграрная реформа 1965г.

5.Реформы в промышленности

6.Научно-технический прогресс

6.Социальная политика

7.Развитой социализм




-диссидент

Л.Брежнев

Н.Косыгин

А.Громыко

А.Солженицын

А.Сахаров


-давать характеристику деятельности исторических личностей

-давать оценку реформ












32

Разрядка

1

Составление планов

1.Отношения с Западом. Достижение военно-стратегического паритета. Разрядка.

2.СБСЕ


3.Кризис советской системы. Региональные конфликты

4.Афганская война

5. «Доктрина Брежнева»


-интеграция

-суверенитет






Уметь ориентироваться в смене внешней политики










33

Республика во второй половине 60-х-нач.80-х годов

1

опрос

1.Социально-экономическая жизнь

2.Общественно-политическая и культурная жизнь









Давать характеристику происходящих в республике процессов в сравнении с процессами, происходящими во всей стране










34

Обобщающий

1

тестирование






















35

Реформа политической системы

1

Составление сложного плана

1.Перестройка, противоречия и неудачи стратегии «ускорения».

2.Кадровая революция

3.Демократизация политической жизни. Конституционная реформа 1988-90гг

4.Формирование многопартийности

5.Обострение межнациональных противоречий.

6.Августовский политический кризис 1991г

7.Стратегия ускорения

8.Экономические реформы 1987г

9.500 дней


-разделение властей

-инфляция

-приватизация

-


Ю.Андропов

К.Черненко

М.Горбачев

Б.Ельцин


-знать этапы перестройки

-разбираться в противоречиях и неудачах «ускорения»

-давать оценку преобразованиям

-понимать причины и сущность политических кризисов 1991 и 1993гг.












36

Гласность

1

Работа с источниками

1.На пути к гласности

2.Литература и искусство

3.Новое политическое мышления

4.Разоружение

5.Распад социалистической системы и СССР. Образование СНГ.


-биполярная система

-





-давать оценку преобразованиям и сравнивать их с предыдущими преобразованиями

Подготовить сообщения о деятелях литературы и искусства на выбор







37

Экономическая и политическая жизнь в 90-е годы

1

сообщения

1.На пути к рынку

2.Шоковая терапия

3.Корректировка курса реформ и результаты

4.Финансовый кризис 1998г.

5.Россия в мировой экономике

6.Конституция 1993г

7.Многопартийность и парламентаризм


-валютный коридор

-ваучер


-конвертируемая валюта

-либерализация цен

-рыночная экономика

-судебная инстанция

-референдум

-фракция


-электорат

-дефолт


Е.Гайдар

-уметь разбираться в особенностях плановой и рыночной экономики

-знать особенности рынка в Росси












38

Духовная жизнь. Строительство обновленной Федерации

1

Работа с документами

1.Исторические условия развития культуры

2.Традиционные религии в современной России

3.Литература и искусство

4.Федеративный договор 1992г. Чечня и Татарстан



-концептуализм

-ностальгия

-постмодернизм

-публицистика






Объяснять термины

-давать оценку отношениям России с Чечней и Татарстаном- оценивать роль договора между Россией и Татарстаном о разграничении предметов ведения












39

Республика на путях обновления

1

беседа

1.Перестройка

2.Общественно-политическая жизнь республики в 80-е годы

3.Развитие республики в 90-е годы








объяснять особенности политического развития Татарстана










40

Геополитическое положение в ХХ1в.

1

Лабораторная работа

1.Новое место России в мире

2.Внешняя политика

3.Президент России В.Путин

4.Укрепление российской государственности

5.Новые символы России

6.Экономические реформы

7.Чеченская проблема

8.Новая внешнеполитическая концепция

9.Стратегия развития до 2020г.

10.Президент Д.Медведев



-концепция внешней политики

В.Путин

Д.Медведев



Определять место России в мире и ее роль в решении важнейших международных проблем

-объяснять причины Чеченской проблемы












41

Республика Татарстан в ХХ1 в

1

Тестирование по курсу История Татарстана

1.Развитие экономики

2.Модель Татарстана

3.Развитие культуры


Модель Татарстана

М.Шаймиев

Ф.Мухаметшин

Р.Минниханов


-объяснять суть понятия «модель Татарстана»

-объяснять особенности культурного развития Татарстана












42

обобщающий

1

тестирование






















43

Повторительно-обобщающий

1

тестирование






















44

Итоговое обобщение

1

Анализ тестирования






















45

Повторение

1

























46

Обобщение

1

























ч. 1 ч. 2