Характеристика взрывчатых веществ и средств взрывания

ч. 1 ... ч. 2 ч. 3 ч. 4 ч. 5


Заряды и безопасные расстояния при уничтожении ВОП





Калибр боеприпаса

(для артбоеприпасов - мм,

для авиабомб - кг)


Масса накладного заряда тротила, кг

Возможная дальность разлета осколков, м

1

2

3

Снаряды и минометные мины

30...76

0,2...0,4

до 500

76...105

0,4...0,6

до 700

105...150

0,6...0,8

до 850

150...200

0,8...1,0

до 1000

200...300

1,0...2,0

до 1200

300...400

2,0...3,0

до 1350

более 400

более 3,0

до 1500

Авиабомбы

25...50

0,4

до 850

100

0,6

до 1000

250

1,0

до 1200

500

1,6

до 1350

1000

2,0

до 1500

1500

2,4

до 1600

2000

3,0

до 1750

3000

3,6

до 1900

5000

5,0

до 2000

Основными средствами, применяемыми в войсках для поиска взрывоопасных предметов являются миноискатели и бомбоискатели ИМП-2, ММП, ИМБ, ОГФ-Л (табл.9.13):

Таблица 9.13


Наименование

Наименование приборов

характеристик

ИМП-2

ММП

ИБМ

ОГФ-Л

1

2

3

4

5

Назначение

для поиска ПТМ и ППМ с металлическими корпусами и деталями

для поиска ПТМ и ППМ с корпусами из любого мате-

риала


для поиска невзорвавшихся боеприпасов с металличес-

ким корпусом



для поиска не взорвавшихся боеприпасов с ферромагнитным корпусом
















Тип

индукционный

индукционный и радиовол-

новый


индукционный

магнитометри-

ческий


Глубина обнаружения :













ПТМ с металличес-

ким корпусом



до 50 см

до 50 см

до 1,0 м

до 1,0 м

ПТМ с неметалличес

ким корпусом



до 15 см

до 15 см







авиабомба калибра

до 300 кг









до 5 м

до 5 м

Ширина зоны обнаружения :













ПТМ

не менее 25 см

не менее 15 см







ППМ

не менее 10 см

не менее 7 см







авиабомба







до 1,5 м

до 1,0 м

темп поиска

150 м2

150 м2

300 м2

300 м2

масса миноискателя

2 кг

4,7 кг

15 кг

9 кг

расчет

1 чел

1 чел

1 чел

1 чел

9.9. Способы безопасного хранения взрывчатых материалов


Взрывчатые материалы (ВМ) хранятся на стационарных или временных складах. Склад ВМ, концентрируя на незначительной территории большие массы опасных грузов представляет собой объект повышенной опасности.

Аварийные ситуации, возникающие на складах ВМ, приводят к гибели людей, разрушению и повреждению объектов экономики, большим материальным потерям.

Безопасность хранения достигается строгим соблюдением требований внутренней и внешней безопасности.

Внутренняя безопасность-комплекс мероприятий, направленных на предотвращение возникновения аварийной ситуации и распространения ее по территории склада.

Под аварийной ситуацией на складе понимается : возникновение пожара на технической территории ; взрыв штабелей ВМ в результате нарушения мер безопасности при выполнении технологических операций с ВМ, внешнего воздействия обстрела или других причин.

Внутренняя безопасность достигается : соблюдением правил совместного хранения и норм загрузки хранилищ ; соблюдением безопасных расстояний по передачи детонации, рациональным взаимным размещением хранилищ на местности и обвалованием ; правильным размещением, укладкой ВМ в хранилище и соблюдением режимов хранения ; выполнением правил пожарной защиты и молниезащиты ; соблюдением мер безопасности при выполнении технологических операций с ВМ.

Хранение ВМ осуществляется с учетом степени опасности и совместимости ВМ.

По степени опасности при хранении и перевозке ВМ подразделяются на подклассы.

Подкласс 1.1 - ВМ с опасностью взрыва массой. К этому подклассу относятся ВМ способные взрываться массой. Взрыв массой - взрыв, который одновременно охватывает весь штабель или хранилище ВМ.

Подкласс 1.2 - ВМ не взрывающиеся массой. К этому подклассу относятся ВМ, не взрывающиеся массой, но имеющие при взрыве опасность разбрасывания и существенного повреждения окружающих предметов.

Подкласс 1.3 - ВМ пожароопасные, не взрывающиеся массой. К этому подклассу относятся ВМ, выделяющие при горении большое количество тепла или загорающиеся один за другим с незначительным эффектом взрыва, или разбрасывания, или того и другого вместе.

Подкласс 1.4 - ВМ, не представляющие значительной опасности. К этому подклассу относятся ВМ представляющие незначительную опасность взрыва только в случае воспламенения или иницирования. Действия взрыва ограничивается упаковкой. Внешний источник иницирования не должен вызывать мгновенно взрыва содержимого упаковки.

По конструктивным особенностям, влияющим на возможность возникновения и развития аварийной ситуации, ВМ объединены в соответствующие группы совместимости.

Совокупность подкласса опасности и группы совместимости называется квалификационным шифром ВМ (таблице 9.14)

Классификационный шифр наносится на боковой стороне упаковки ВМ. Организация совместного хранения ВМ выполняется в соответствии с классификационным шифром.

Взрывчатые материалы, при хранении, размещаются в хранилищах. Допускается временное размещение отдельных типов ВМ на специально оборудованных площадках открытого хранения (ПОХ). В хранилище разрешается размещать ВМ только одной группы совместимости. Основные типы хранилищ представлены на рис. 9.7.


Таблица 9.14
Классификационный шифр ВМ


Группа

Наименование боеприпаса

Классификационный шифр в подклассах

совместим.




1.1

1.2

1.3

1.4

1

2

3

4

5

6

В


ВМ, содержащие инициирующие ВВ и имеющие менее двух

независимых предохранительных устройств



1.1В

1.2В

-

1.4В

С


Метательные ВВ и другие дефлагирующие ВВ или ВМ их содержащие

1.1С

1.2С

1.3С

1.4С

Д


Вторичные детонирующие ВВ ; дымный порох ; ВМ содержащие детонирующие ВВ без средств инициирования и метательных зарядов ; ВМ, содержащие инициирующее ВВ и имеющие два и более независимых предохранительных устройств

1.1Д

1.2Д

-

1.4Д

Е


ВМ, содержащие вторичные детонирующие ВВ без средств инициирования, но с метательным зарядом (кроме содержащих легковоспламеняющуюся или гиперголическую жидкости)

1.1Е

1.2Е

-

1.4Е

F


ВМ, содержащие вторичные детонирующие ВВ, средства инициирования и метательные заряды (кроме содержащих легковоспламеняющуюся или гиперголическую жидкости) или без метательного заряда

1.1F

1.2F

1.3F

1.4F

G


Пиротехнические вещества ; ВМ, содержащие пиротехнические вещества ; ВМ, содержащие как взрывчатые вещества ,так и осветительные, зажигательные, слезоточивые или дымообразующие вещества (кроме водоактивируемых изделий или изделий, содержащих белый фосфор, фосфиды, легковоспламеняющихся жидкости или гели)

1.1G


1.2G

1.3G

1.4G

H

Боеприпасы, содержащие ВВ и белый фосфор

-

1.2Н

1.3Н

-

J


Боеприпасы, содержащие ВВ и легковоспламеняющиеся жидкости или гели

1.1J

1.2J

1.3J

-

К

Боеприпасы, содержащие ВВ и ядовитые вещества

-

1.2К

1.3К

-



1

2

3

4

5

6

L

Взрывчатые вещества или боеприпасы, содержащие ВВ и обладающие особой опасностью, требующие изоляции каждого вида

1.1L

1.2L

1.3L

-


S

Вещества или боеприпасы, упакованные или сконструированные так, что при случайном срабатывании любое опасное проявление ограничивается самой упаковкой, а если тара разрушена огнем, то эффект взрыва или разбрасывания ограничен, что не препятствует проведению аварийных мер или тушению пожара в непосредственной близости от упаковки

-


-


-


1.4S




Рис. 9.7. Типы хранилищ:

а - наземное; б - наземное обвалованное; в - наземное обсыпное; г - котлованное обсыпное полузаглубленное; д - котлованное обсыпное заглубленное; е - подземное


Вокруг хранилищ наземного типа (ПОХ) устраивается защитный вал из пластичных или сыпучих пород, не имеющий в своем составе крупных комьев и камней. Вал должен быть выше карниза хранилища на 1,5 м и шириной в верхней части не менее 1 м. Основание вала должно быть удалено на 2-3 м от хранилища. Против разрыва в защитном вале, оставленном для прохода (проезда) и хранилищ, возводится траверс длиной на 1-2 м больше ширины прохода (считая по гребню вала).

Обвалование хранилищ боеприпасов предназначено для : защиты боеприпасов, расположенных в близлежащих хранилищах и площадках открытого хранения от воздушной ударной волны, облака вторичного пламени и осколочного поля, образующихся при взрыве боеприпасов внутри обвалования ; для защиты боеприпасов, расположенных внутри обвалования от обстрела со стороны охранного периметра, от осколков взрывающихся на технической территории авиационных и артиллерийских боеприпасов, а также для ослабления разрушающего действия взрыва соседних хранилищ на штабель боеприпасов внутри обвалования.

Возведение обвалования достаточно трудоемкая работа, поэтому при решении вопроса обвалования конкретного хранилища необходимо исходить из условия обеспечения необходимой защиты при минимальных затратах на строительные работы. Хранилища, расположенные вблизи охранного периметра целесообразно располагать валом в сторону охранного периметра, в этом случае защита от обстрела стрелковым оружием будет максимальна.

Применение обвалования является надежным способом повышения безопасности хранения.

Теоретические и экспериментальные исследования показывают , что при аварийном взрыве хранилища ВМ происходит не равномерное распределение энергии. Максимальное выделение энергии происходит в направлении нормальном и продольной оси заряда. Максимальное выделение энергии наблюдается в направлении биссектрисы угла стен хранилища. Расположение близлежащих хранилищ в зоне минимального выделения энергии позволяет существенно повысить безопасность хранения. Схемы взаимного рационального размещения хранилищ показаны на рис. 9.8.

а) с упорядоченной планировкой б) свободного размещения


Рис. 9.8. Схемы взаимного расположения хранилищ (штабелей):

1 - хранилище (штабель) инженерных боеприпасов;

2 - зона наибольшей интенсивности действия взрыва
Загрузка хранилищ боеприпасами (в перерасчете на ВВ) не должна превышать максимально допустимых норм загрузки, которые составляют для: взрывчатых веществ в изделиях и тарноштучной упаковки - 240 т ; капсюльных изделий - 3 млн. шт.

При хранении боеприпасов в полевых условиях количество боеприпасов в хранилище не должно превышать: взрывчатых веществ более 30 т ; капсюльных изделий 60 тыс. шт.

Хранилища должны размещаться на безопасных расстояниях друг от друга, т.е. на расстояниях, на которых при взрыве боеприпасов в одном хранилище исключается взрыв в других хранилищах. Безопасные расстояния определяются для каждого хранилища отдельно в зависимости от категории опасности, массы ВВ и условий расположения хранилищ.

Для существующих в настоящее время хранилищ и ПОХ с взрывоопасными предметами безопасные расстояния определяются по зависимости

R = 3,2 ( 9.20)
где R - расстояние, м; с - масса ВВ, кг.
Во всех случаях, расстояние между хранилищами не может быть менее 40 м. Для обвалованных хранилищ безопасные расстояния, рассчитанные по формуле 9.20 могут быть уменьшены вдвое.

Одной из основных причин возникновения аварийной ситуации на складах боеприпасов являются удары молний в грозовой период года. Поэтому молниезащита складов боеприпасов является одним из важнейших направлений обеспечения безопасности хранения.

Молниезащита достигается строгим и четким выполнением требований “Инструкции по проектированию, устройству и эксплуатации молниезащиты и защиты от статического электричества зданий и сооружений Министерства обороны” ВСН-58-87 и “Инструкции по проектированию и устройству молниезащиты зданий и сооружений”, а также принятием дополнительных мер по повышению готовности противопожарных сил и средств в грозовой период года.

На складе ВМ ведутся установленные нормативными требованиями документы по молниезащите.

отдельное дело по всем вопросам молниезащиты ;

проекты молниезащиты зданий и сооружений ;

акты приема и ввода в эксплуатацию устройств молниезащиты ;

приказ о назначении лица, ответственного за эксплуатацию устройств молниезащиты склада - в деле о молниезащите ;

паспорта молниезащитных устройств объектов в двух экземплярах: один на объекте, другой - у лица, ответственного за эксплуатацию молниезащитных устройств склада ;

паспорта заземлителей молниезащитных устройств объектов у лица, ответственного за эксплуатацию молниезащитных устройств склада ;

акт ежегодной проверки молниезащитных устройств склада перед началом грозового сезона - в деле по молниезащите ;

план ремонта и устранения дефектов устройств молниезащиты, обнаруженных во время проверок, с пометками должностных лиц об их устранении - в деле по молниезащите .

Анализ причин возникновения аварийной ситуации на складах ВМ показывает, что основной причиной является пожар, возникающий на технической территории склада в силу различных обстоятельств. Строгое соблюдение противопожарных требований является одним из основных условий обеспечения безопасности хранения ВМ. Организация противопожарной защиты осуществляется в соответствии с Планом противопожарной защиты склада.

Вызов пожарной команды в любой пункт территории склада должен обеспечиваться электрической пожарной сигнализацией и дублироваться звуковой сигнализацией или по телефону. Исправность сигнализации проверяется ежедневно.

В период грозы в целях своевременного обнаружения и ликвидации загораний силами личного состава склада организуется наблюдение за хранилищами и цехами. Пожарная команда приводится в боевую готовность, ведется наблюдение подвижными постами и с вышек.

Пожарный инвентарь размещается на щитах, которые устанавливаются у каждого объекта на расстоянии 10-15 м. На погрузочно-разгрузочной платформе щиты с пожарным инвентарем устанавливаются через каждые 200 м. На технической территории склада в целях пожаротушения создается запас воды.

Водоемы строятся на расстоянии не менее 50 м и не более 200 м от хранилищ (цехов), площадок и штабелей с боеприпасами, с таким расчетом, чтобы обеспечить одновременную подачу воды к каждому объекту из двух и более водоемов.

В пожароопасных районах (в степи, в лесу) в охранном периметре создается запас воды в водоемах емкостью 50 м3 через каждые 500 м периметра. В других районах на летний период в охранном периметре создается дополнительный запас воды в бочки (200 л) через каждые 500 м периметра.

Тепловозы, паровозы и автотракторная техника пропускаются на техническую территорию после проверки их пожарным надзором.

Запретные районы подготавливаются в противопожарном отношении (устраиваются противопожарные просеки и минерализованные полосы, создаются запасы воды и оборудуются подъезды к ним, осуществляется прореживание леса и т.п.). В пределах запретного района могут быть назначены рубежи встречи пожаров, назначены ответственные за подготовку рубежей, определен состав расчетов и их оснащение. Устанавливается время выдвижения, организация связи, взаимодействия с местными пожарными командами и дружинами.



Внешняя безопасность склада инженерных боеприпасов включает комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности хранения боеприпасов при возникновении чрезвычайной ситуации на промышленных и гражданских объектах, стихийных бедствий и пожаров вблизи складов, а также для защиты населения, объектов экономики и окружающей среды от воздействия аварийных ситуаций, которые могут возникнуть на складе.

Для обеспечения внешней безопасности устанавливаются запретная зона и запретный район, отрабатывается план оповещения и совместных действий по ликвидации последствий пожаров, аварий и стихийных бедствий в запретных зонах и запретных районах, выполняются запреты и ограничения по размещению в запретных зонах и запретных районах объектов повышенной опасности, устанавливаются безопасные расстояния по внешней безопасности.

Запретная зона включает территорию, непосредственно примыкающую к технической территории, шириной 400 м. Ее граница на местности обозначается соответствующими знаками, указателями и надписями. Ответственность за установку знаков возлагается на начальника склада.

В запретной зоне в полосе шириной 25 м, прилегающей к внешнему ограждению технической территории, деревья должны быть разрежены, кустарник вырублен, нижние ветви деревьев обрублены на высоту не менее 2,5 м; для обеспечения обзора подходов к проволочному ограждению трава должна быть скошена.

Запретный район устанавливается вокруг внешнего ограждения склада шириной не менее 3-х километров. Для войсковых, полевых и временных полевых складов запретный район не устанавливается. Граница запретного района на местности не обозначается.

Запретная зона и запретный район должны быть оборудованы в противопожарном отношении путем : создания 50 м минерализованной противопожарной полосы вдоль периметра ; санитарной очистки леса ; оборудования пожарных водоемов и водозаборников ; строительства подъездных путей (дорог) ; назначения отсечных рубежей.

При установлении запретных районов и запретных зон должны быть отработаны : рабочая карта с нанесенными запретной зоной и запретным районом ; положение о запретной зоне и запретном районе.

Рабочая карта должна быть утверждена председателем Совета Министров автономной республики, краевой и областной администрации. Данный документ должен быть предварительно согласован со всеми землепользователями, предприятиями и организациями, находящимися на территории, намеченной к включению в состав запретной зоны и запретного района.

Запреты и ограничения, исходя из местных условий, должны быть определены в Положении о запретной зоне и запретном районе.

В запретной зоне запрещается: проживание населения; строительство зданий, сооружений и других народнохозяйственных объектов; проведение работ, кроме лесозаготовки, лесовосстановительных, а также сельскохозяйственных, связанных с профилактическими противопожарными мероприятиями.

Не допускается: ликвидация имеющихся дорог и переправ; осушение и отведение русла рек; устройство туристических лагерей и зон отдыха; оборудование стоянок автотранспорта и его мойка; разведение открытого огня; стрельба из огнестрельного оружия; нахождение лиц, не имеющих спецразрешения.

В запретном районе запрещается: устройство стрельбищ и тиров; стрельба из огнестрельного оружия; проживание иностранных граждан.

Не допускается: прокладка воздушных трасс и полеты самолетов, вертолетов и других летательных аппаратов; строительство зданий, сооружений и других объектов, создающих опасность складу.

Ответственность за своевременное оповещение предприятий организаций и населения об установлении запретных зон и запретных районов, а также связанных с этим ограничений возлагается на органы местной власти.

План оповещения и совместных действий по ликвидации последствий пожаров, аварий и стихийных бедствий в запретных зонах и районах должен быть отработан в гарнизоне и утвержден Командующим войсками военного округа.

Его проверка должна проводиться не реже одного раза в год с привлечением приданных сил и средств.

Безопасные расстояния до близлежащих промышленных и гражданских объектов определяются по действию воздушной ударной волны аварийного взрыва хранилища боеприпасов.

Для расчета безопасных расстояний до населенных пунктов, авто - и железнодорожных магистралей, крупных водных путей, заводов, складов взрывчатых и огнеопасных материалов и сооружений государственного значения используются формулы :


, при С>10 т; (9.21)
, при С<10 т. (9.22)
При этом допускается, что в результате действия воздушной ударной волны произойдет полное разрушение застекления, частичное повреждение рам, дверей, нарушение штукатурки и внутренних легких перегородок (третья степень повреждения).

Безопасные расстояния для отдельно стоящих зданий и сооружений второстепенного значения, автомобильных и железных дорог с небольшим движением, для особо прочных сооружений типа стальных и железобетонных мостов, копров, элеваторов, а также зданий и сооружений на административно-хозяйственной территории, жилищно-бытовом и военных городках принимаются зависимости :


, при С>10 т; (9.23)
, при С<10 т. (9.24)
При этом допускается разрушение внутренних перегородок рам, дверей, бараков, сараев и т.п. (четвертая степень повреждения).

При взрыве заряда в котловане, заглубленного на свою высоту, безопасные расстояния определяются вне зависимости от массы заряда по формулам :

для третьей степени повреждения
(9.25)

для четвертой степени повреждения


(9.26)
При взрыве наземного хранилища влияние обвалования на уменьшение параметров ударной воздушной волны сказывается, в зависимости от массы заряда, на расстоянии около 200 м. Поэтому при расчете безопасных расстояний по внешней безопасности влияние обвалования на уменьшение безопасных расстояний не учитывается.
9.10. Обеспечение безопасности перевозки взрывчатых материалов
При всех видах перевозок ВМ должны строго выполняться следующие основные правила:

упаковка должна быть штатной, исправной и опломбированной, а ВМ плотно уложены в ней и расклинены;

при погрузке на транспортные средства ВМ должны быть тщательно закреплены;

перевозка ВМ допускается только на исправных транспортных средствах;

загрузка ВМ на транспортные средства не должна превышать грузоподъемность данных транспортных средств;

в один вагон (автомобиль) допускается грузить ВМ одной группы совместимости.

По железным дорогам ВМ должны перевозиться в крытых вагонах. Допускается перевозка ВМ, не содержащих взрывчатых веществ, в универсальных контейнерах, других ВМ в специализированных контейнерах.

ВМ с капельными изделиями, изделиями из дымного пороха и пиротехнические составы должны перевозиться в вагонах с выключенными автотормозами. Скорость движения железнодорожного транспорта по территории склада при перевозке ВМ не должны превышать 20 км/ч.

Для погрузки и перевозки ВМ должны предоставляться исправные и чистые вагоны с не просроченным сроком периодического ремонта.

Пригодность вагонов для перевозки ВМ определяется грузоотправителем. Вагоны, предназначенные под погрузку и перевозку ВМ, должны быть предварительно осмотрены представителем железной дороги и представителем отправителя груза. При обнаружении в вагонах следов масла, нефтепродуктов, каменного угля, извести, цемента, кислот, минеральных удобрений, мучной пыли, серы, металлических порошков, нитрата натрия, белого фосфора, или других каких-либо опасных и легкогорючих веществ, вагоны, помимо очистки, должны быть промыты, просушены и продезинфицированы.

При осмотре обязательно проверяется исправность пола, обшивки, крыши, стен, дверей и люков, ходовых частей и т.д.

При выявленных неисправностях вагоны под погрузку и перевозку ВМ не принимаются. К техническому осмотру вагоны предъявляются в порожнем состоянии.

Перед погрузкой и дальнейшей транспортировкой ВМ грузоотправитель обязан заделать щели и просветы в дверных проемах и люковых отверстиях крытых вагонов. Боковые и потолочные люки таких вагонов предварительно закрываются и закрепляются изнутри проволокой, силами и средствами грузоотправления.

Специальное оборудование вагона, необходимое для приспособления его к перевозке ВМ, а также материалы для крепления стен и подготовки вагонов заготавливаются складом ВМ заблаговременно, независимо от того, кому принадлежит подвижный состав, подаваемый под погрузку.

При формировании поездов, вагоны с ВМ ставятся таким образом, чтобы исключить возможность возникновения аварийных ситуаций в пути следования или максимально уменьшить последствия в случае их возникновения.

Для этого вагоны с ВМ прикрываются: от ведущего тепловоза, а также тепловоза на твердом топливе - не менее чем тремя вагонами; в хвосте поезда, независимо от наличия подталкивающего локомотива - не менее чем одним вагоном; от вагонов занятых людьми - не менее чем тремя вагонами; от одиночных вагонов с караульными командами, при наличии в этих вагонах печного отопления - не менее чем одним вагоном; от одиночных вагонов с караульными командами, при наличии в этих вагонах печного отопления - не менее чем одним вагоном; от платформ и вагонов, груженных тесом и т.д. - не менее чем одним вагоном.

Места для погрузки, выгрузки и перегрузки ВМ на станциях, а так же места для стоянки вагонов с такими грузами вне поездов или вне сформированных составов должны быть удалены на расстояние не менее: от жилых и производственных строений, территорий тяговых подстанций, грузовых складов, общих мест погрузки, выгрузки и хранения грузов - 200 м.

Для погрузки (выгрузки на местах общего пользования одновременно подаются не более 5 вагонов, которые по окончании погрузки (выгрузки) осматриваются и убираются. Если погрузка (выгрузка) производится в двух и более пунктах, то расстояние между ними при одновременной работе должно быть не менее 125 м.

Вагоны под погрузку (выгрузку) подаются тепловозом, паровозом и расставляются по указаниям ответственного за организацию погрузки (выгрузки). Расставленные под погрузку (выгрузку) вагоны закрепляются упорными башмаками.

Передвижение вагонов с боеприпасами вручную запрещается.

На территорию склада допускаются тепловозы, мотовозы и паровозы, работающие на жидком топливе, в сопровождении представителя пожарной охраны.

Там, где подача вагонов производится паровозами на твердом топливе, они должны быть оборудованы искроуловительными устройствами. При выполнении работ должны соблюдаться меры пожарной безопасности.

При погрузке ВМ в вагоны и их транспортировке железнодорожным транспортом должны соблюдаться следующие правила:

вагон загружается, как правило, ВМ одной номенклатуры, в целях более рациональной загрузки вагона допускается загружать их ВМ разных номенклатур с соблюдением правил совместных перевозок. Не допускаются к погрузке боеприпасы в неисправной упаковке с нечеткой маркировкой;

все обнаруженные дефекты и неисправности тары, а также ее повреждение в процессе погрузки (выгрузки) должны быть устранены в возможно более короткий срок. Устранение должно производиться на расстоянии не ближе 50 м от места погрузки (выгрузки), сооружений и обязательно под руководством специалиста;

ВМ в пакетах (тарноштучной упаковке) укладываются в несколько ярусов в равномерно по всей площади пола вагона вплотную друг к другу, крышками ящиков вверх; наиболее чувствительные к механическому воздействию ВМ должны грузиться в вагоны в последнюю очередь, а выгружаться - в первую очередь;

ВМ укладываются продольной осью изделий поперек вагона;

после погрузки ВМ прочно закрепляются с установкой необходимых прокладок, стоек, упоров, растяжек и увязок. Особое внимание обращается на прочность крепления верхних рядов груза во избежание сдвига и падения отдельных мест при перевозке; крепление груза производится с соблюдением мер по технике безопасности; с помощью инструментов, не дающих искры при работе (латунных: медных и бронзовых);

места с грузом нельзя подвергать толчкам, ударам и тряске, подъем и спуск должен производиться медленно и плавно;

волочение упаковок допускается в исключительных случаях только по ровному настилу из досок и с особой осторожностью;

после погрузки двери вагонов плотно закрываются, дверные накладки укрепляются проволочными закрутками, и вагон пломбируется пломбами грузоотправителя.

нельзя проводить погрузочно-разгрузочные операции во время грозы;

при гололеде, во избежание скольжения рабочих, территория у мест погрузки (выгрузки) должна быть обязательно посыпана песком или золой;

курение на транспортных средствах категорически запрещается;

места погрузки (выгрузки) и транспортные средства после окончания погрузочно-разгрузочных работ должны быть тщательно осмотрены грузополучателем (грузоотправителем) .

Для охраны железнодорожного состава с ВМ назначается караул. Сдача железнодорожного состава под охрану караула производится за пределами технической территории склада.

Автомобильные колонны, подаваемые под погрузку ВМ, должны формироваться как правило, автомобилями (автопоездами) с одинаковыми техническими характеристиками по скорости движения, проходимости и грузоподъемности с сохранением целостности подразделения. Транспортная единица не должна включать более одного прицепа или полуприцепа. На каждую автомобильную колонну выписывается и вручается начальнику колонны маршрутный лист.

На каждом автомобиле, перевозящем ВМ, должны находиться: сопроводительный лист (форма 62) с указанием вида и количества ВМ способа размещения и вида тары или упаковки ВМ; аварийная карточка; специальное свидетельство о допуске транспортного средства, а также прицепа (полуприцепа) е к перевозке ВМ; свидетельство о подготовке водителя к перевозке ВМ; путевой лист.

Автомобили, подаваемые под погрузку и транспортировку ВМ, должны быть в исправном состоянии с кузовами, очищенными от легкогорючих и других опасных грузов, иметь брезент для укрытия груза. На глушителях автомобилей должны быть искрогасители.

Все автомобили, занятые на перевозках опасных грузов, оборудуются металлической заземлительной цепочкой, касающейся земли на длине 200 мм для защиты статического электричества и должны иметь: огнетушитель ( в том числе и на прицепе), содержащий вещества, инертные по отношению к перевозимому грузу; портативный огнетушитель для тушения пожара в двигателе; противооткатные упоры в количестве не менее одного;

два фонаря с огнями желтого цвета, постоянно горящие или мигающие и имеющие автономное питание; знак аварийно остановки; набор инструментов для аварийного ремонта автомобиля.

При погрузке ВМ в автомобили и дальнейшей их транспортировки, должны соблюдаться следующие правила: автомобиль загружается, как правило, ВМ одной номенклатуры; в целях более рациональной загрузки автомобиля допускается загружать их ВМ разных номенклатур, но одной группы совместимости; не допускаются к погрузке и транспортировке ВМ в неисправной упаковке; ВМ в пакетах (тарно-штучной упаковке) укладываются в несколько ярусов равномерно по всей площади кузова автомобиля и во избежание падения и перемещения в пути закрепляются рейками или досками; при укладке ВМ и их транспортировке на автомобилях (прицепах) пакеты не должны возвышаться над бортом более 1/2 высоты пакета, тарно-штучная упаковка должна быть на уровне края борта или возвышаться над бортом не более 1/3 высоты упаковки.

Перевозка ВМ производится с учетом грузоподъемности и грузовместимости автомобильных транспортных средств. По окончании погрузки боеприпасов борта автотранспортных средств надежно закрывают, запоры фиксируют, грузы покрывают брезентом. Брезент должен иметь огнестойкую пропитку и надежно закрепляться со всех сторон, закрывая борта кузова не менее чем на 200 мм.

Открывать во время перевозки грузовое место, содержащее боеприпасы, водителям запрещается.

Допускается для более полного использования грузоподъемности автомобиля наращивать борта на высоту не свыше 0,5 м.

При совместной перевозке на одном автомобиле взрывчатых веществ (ВВ) и средств взрывания (СВ) количество капсюлей-детонаторов (электродетонаторов) не должно превышать 400 штук; упаковка с ВВ и СВ должны размещаться в передней части кузова; Промежуток между ВВ и СВ заполняется инертными негорючими материалами, свободной упаковкой или учебными ВМ, не содержащими ВВ; Остановка автомобильного транспорта, груженного боеприпасами, в населенных пунктах запрещается.

Остановки в пути следования разрешается производить только вне населенных пунктов, не ближе 200 м от жилых строений.

Скорость движения автомобилей на территории склада при перевозке ВМ не должна превышать 20 км/ч., и при движении за пределами склада - 50 км/ч.

При перевозке на одном автомобиле ВВ и СВ скорость движения автомобиля должна быть не более 40 км/ч, расстояние между автомобилями при следовании колонны должно быть в пределах 50-60 м; автомобиль, груженный СВ, следует в голове колонны, на нем находится лицо, ответственное за перевозку груза.

При проезде через населенный пункт следует выбирать улицы с неинтенсивным движением (преимущественно по окраине населенного пункта).

Курение на транспортных средствах категорически запрещается. Курительные принадлежности отбираются и находятся под наблюдением старшего . Разводить огонь ближе 50 м от транспорта запрещается. Во время грозы запрещается располагать автомобили с ВМ в лесу, под отдельными деревьями и вблизи высоких строений. Автомобиль в случае грозы должен быть остановлен на расстоянии не менее 200 м от производственных и жилых строений, высоковольтных линий и лесных массивов, а также на расстоянии не менее 50 м от других стоящих транспортных средств; Трос (цепь), соединенный с металлическим штырем, установленным на кузове, должен надежно касаться земли по длине 200 мм.

На время остановки автомобиля с ВМ весь обслуживающий персонал, кроме охраны (караула), должен удалиться от него на расстояние не менее 200 м. Водители и личный состав, выделенные для перевозки и охраны ВМ, должны знать правила техники безопасности при перевозке ВМ автомобильным транспортом.

При остановках колонн и расположении автомобилей с ВМ в районах сосредоточения расстояние между ними должно быть не менее 25 м.

Не разрешается проезд автомобилей с боеприпасами на расстоянии ближе 300 м от встречающихся пожаров и ближе 50 м от “факелов” на нефтегазовых промыслах.

При переправах через водные преграды на паромах автомобиль с ВМ должны перевозиться отдельно от других транспортных средств и без посторонних лиц.

Для охраны транспорта назначается караул. Сдача транспорта под охрану караула производится за пределами технической территории склада.

Охране, выделенной для сопровождения автомобиля с ВМ (кроме боеприпасов в окончательно охлажденном виде, средств взрывания, порохов и пиротехнических изделий), разрешается находиться в кузове при наличии там свободного места. Прием, охрана и сдача транспорта производится в соответствии с требованиями Устава гарнизонной и караульной служб.

Контрольные вопросы.




  1. Характеристика взрывчатого превращения.

  2. Общая классификация взрывчатых веществ.

  3. Инициирующие ВВ и их характеристика.

  4. Бризантные ВВ повышенной мощности и их характеристика.

  5. Бризантные ВВ нормальной мощности и их характеристика.

  6. Сущность огневого способа взрывания и применяемые средства.

  7. Сущность электрического способа взрывания и применяемые средства.

  8. Взрывание дерева.

  9. Взрывание стальных элементов конструкций контактными зарядами.

  10. Взрывание кирпича, камня, бетона и железобетона внутренними зарядами.

  11. Взрывание зданий.

  12. Взрывание грунта удлиненными зарядами.

  13. Понятие выброса, камуфлета, рыхления.

  14. Взрывание льда.

  15. Организация поиска ВОП.

  16. Уничтожение ВОП.

  17. Организация взрывных работ при огневом способе взрывания.

  18. Организация взрывных работ при электрическом способе взрывания.

  19. Безопасные расстояния при производстве взрывных работ.

  20. Обеспечение безопасности транспортировки взрывных материалов.




ч. 1 ... ч. 2 ч. 3 ч. 4 ч. 5