Г. Сочи Лазаревский район аул Большой Кичмай Муниципальное общеобразовательное

ч. 1


г. Сочи Лазаревский район аул Большой Кичмай

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 90 г. Сочи

имени Героя Советского Союза А.А.Ачмизов


МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ


Кобж Мариет Юнусовна – учитель биологии СОШ №90

г. Сочи 2013

ИНТЕЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «САМОЕ СИНЕЕ - ЧЕРНОЕ МОРЕ МОЁ»

Оборудование, оформление: 6 столов, карточками с заданиями, на столах указатели - названия портов, комплект букв – ч, е, р, н, о, м.

Участники: учащиеся 7 класса

Правила игры: - команда состоит из 5 человек;

- каждая команда имеет название;

- команды произвольно подходят к столам-портам, берут карточку, отвечают на вопросы, зарабатывают соответствующую букву

- побеждает команда, написавшая раньше всех «Черное море»

1

БУКВА «М»

ЗАДАНИЕ 1. На протяжении истории Черное море сменило несколько названий. А какие названия оно имело? /Ответ: Понт Аксинское (греки) – море негостеприимное, Понт Эвксинское (греки)– море гостеприимное, Сугдетское – город Сугдеи, Тана (скифы)- черное, темное; Караден-гиз (турки) – черное, негостеприимное и др./

ЗАДАНИЕ 2. Почему Черное море так называется? Приведите не менее двух гипотез.

ЗАДАНИЕ 3. Каких знаменитых адмиралов Русского Черноморского флота вы знаете? (Ответ. П.С. Нахимов, Ф.Ф Ушаков, В.А. Корнилов, М.П. Саблин и др.)

2

БУКВА «Р»

ЗАДАНИЕ 1. Вставьте пропущенные слова.

Пролив … соединяется Черное море с Мраморным, а Керченский пролив с… морем

/Ответ: Босфор, Азовским /

ЗАДАНИЕ 2. Какие страны расположены вдоль берегов Черного моря? /Ответ: Болгария, Румыния, Украина, Россия, Грузия, Турция /

ЗАДАНИЕ 3. Какова наибольшая глубина черного моря?

/Ответ: 2211м/

ЗАДАНИЕ 4. Часто говорят, что вода – носитель жизни, океан – колыбель жизни. Действительно, первые организмы зародились в воде и до сих пор многие живут в этой питательной среде. Перемещаясь из одного района в другой, и сверху вниз, вода переносит органическое вещество и кислород для питания животных и растений. Почему в глубинах черного моря исчезает жизнь? /Ответ. Водные потоки слабо перемещаются, в нижние слои не проникают кислород и органические вещества, а также нижние слои моря содержат сероводород/

3

БУКВА «Ч»

ЗАДАНИЕ 1. В наше время распространен увлекательный вид спорта – плавание под водой. Как называется этот вид спорта?/1 балл/

/Ответ: Дайвинг/

ЗАДАНИЕ 2. По каким видам спорта проводятся соревнования на Черном море? /Ответ. Соревнования яхтсменов /

4



БУКВА «Н»

ЗАДАНИЕ 1. В творчестве, какого известного художника основной темой было описание Черного моря? (Ответ. Черное море было источником вдохновения для русского художника Ивана Айвазовского. В Феодосии есть национальная картинная галерея Айвазовского)

ЗАДАНИЕ 2. Какие песни о Черном море вы знаете?

/Ответ. «Черное море» Ю.Ким, «Сокровища Черного моря» В. Леонтьев, «У Черного моря» Л. Утесов и др./

ЗАДАНИЕ 3. Какие известные кинокартины сняты, с использованием пейзажа Черного моря? (Ответ. «Алые паруса», «Человек-амфибия», «Бриллиантовая рука», «Пираты 20 века», «Броненосец Потемкин» и др.)

ЗАДАНИЕ 4. Сочините стихотворение, используя слова море, пальма, чайка, Сочи

5



БУКВА «Е»

ЗАДАНИЕ 1. Перечислите, какие моллюски обитают в Черном море? (не менее трех) /Ответ: Устрицы, мидии, пектен (гребешки), литрина, рапан, мия, модиолярии/

ЗАДАНИЕ 2. Не только рыбы, но морские звери водятся в Черном море. Дважды за последние 90 лет в Черное море заплывали киты. Какие млекопитающие обитают в Черном море?/Ответ. Дельфин- белобочка, дельфин афалина, дельфин азовка, тюлень монах/

ЗАДАНИЕ 3. Многие считают, что если приложить к уху раковину рапана, то можно услышать шум, напоминающий морской прибой, или «голос моря». Объясните, как это происходит? /Ответ: Раковины, содержащие много извилин, являются хорошими резонаторами на окружающие нас шумы, которые мы не можем услышать при помощи нашего несовершенного аппарата - уха/

ЗАДАНИЕ 4. При уколе ядовитой рыбы появляется боль в месте поражения, отдышка, боль в сердце, даже судорога. Какие меры предосторожности, и какие приемы первой помощи можно рекомендовать? /Ответ: Прежде всего, надо быть осторожным и внимательным при обращении с неизвестными рыбами. В случае укола о шип нужно обратиться к врачу, выжать яд из ранки, промыть раствором марганцовки. Больному обязателен покой, следует дать обильное питьё, активированный уголь /

ЗАДАНИЕ 5. Назовите пять рыб, обитающих в Черном море? /Ответ. Н-р Барабулька, ставрида, хамса, килька, катран, морская лисица, луфарь, скорпена, мерланг и т.д./

ЗАДАНИЕ 6. Назовите, какие морские животные изображены на рисунках?/Ответ.12.рачки, 13 каменный краб, 10 осетр, 11кефаль, 8 тунец, 7 меч-рыба, 14 морской конек, 9 морская игла, 6 морской дракончик,4 морской ерш, 3 морской петух, 5 дельфин-белобочка, 2 акула катран, 1 скат-хвостокол /

ЗАДАНИЕ 7. Назовите кишечнополостных, обитающих в Черном море. /Ответ. Медузы - аурелия, корнерот; гребневики – мнемиопсис, берое; губка клеона, актинии/

6



ЗАДАНИЕ 1. Этот моллюск привезли случайно на днищах судов с Дальнего Востока. Хищник, уничтожает промысловых моллюсков – мидий и устриц. Но он приносит и пользу. Поедает опускающуюся на дно мертвую рыбу, выполняя роль санитара. Что это за моллюск?

/Ответ: Рапан/

ЗАДАНИЕ 2. Почему пластмассовые отходы опасны для обитателей моря? / Ответ: Они опутываются вокруг тел животных и могут приводить к их гибели; если их заглатывают морские позвоночные животные, это может приводить к проблемам с их пищеварением и смерти от голода, они оседают на морское дно и накапливаются, нарушая условия жизни донных организмов/

ЗАДАНИЕ 3. Составьте пищевую цепь из следующих организмов: зоопланктон, барабулька, фитопланктон, дельфин./ Ответ: Фито ---

зоо--- барабулька ---дельфин/

ЗАДАНИЕ 4. Как нефть и нефтепродукты попадают в море?/ Ответ: жидкие промышленные отходы, бытовые стоки, сбросы с судна и морских нефтедобывающих платформ/

ЗАДАНИЕ 5. Сколько стран загрязняют Черное море в результате утилизации отходов? /Ответ. Более 20 стран, расположенных в бассейнах рек, питающих Черное море. Следовательно, сбрасывая отходы в реки, все эти страны загрязняют Черное море/

ЛИТЕРАТУРА:

1. А.О. Вершинин. Жизнь Черного моря. М. изд. «Макцентр», 2003. – 172с., ил.

2. Г.Г. Кузьминская. Черное море. – Изд. 8-е, испр. и доп. Краснодар; Кн. изд-во, 1988.- 95с., ил.

3. Красная книга Краснодарского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных. – Краснодар: Кн. изд-во, 1994. – 285с.

4. Шкатулка Черного моря. Пособие для учителя начальной и средней школы.

5. В.Ф. Натали. Зоология беспозвоночных. Министерство просвещения РСФСР. Москва. 1963. – 552с.

6. http://www.muzel.ru/

7. http://www.turklib.com

8. http://www.crimeazoo.narod.ru



9. http://biodat.ru
ч. 1